Ситуация:
ОАО, в уставном фонде которого доля собственности государства более 50 %, имеет несколько филиалов. В филиале работают директор, заместитель директора — главный инженер, заместитель директора по материально-техническому снабжению, общим вопросам и идеологической работе, начальник планово-экономического отдела, начальник производственно-технического отдела, начальник отдела материально-технического снабжения, начальник подсобного производства, начальник отдела кадров, главный бухгалтер.
В соответствии со ст. 16 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон) государственное должностное лицо должно оформить письменное обязательство по соблюдению ограничений, установленных ст. 17–20 Закона, а также порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов, предусмотренного ст. 21 данного Закона.
ОАО круг лиц, в отношении которых должно быть оформлено обязательство, не определило, направило в адрес филиала приказ о том, что филиалы должны это сделать самостоятельно.
В филиалах начальники отдела материально-технического снабжения, планово-экономического и производственно-технического отдела отказываются подписывать обязательство, просят исключить пункты о запрете осуществления предпринимательской деятельности и открытии счетов в иностранных банках.
Вопрос 1: У кого из работников филиала необходимо взять обязательства в соответствии со ст. 16 Закона и в каком объеме?
Ответ: Согласно ст. 16 Закона государственное должностное лицо, лицо, претендующее на занятие должности государственного должностного лица, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию ими своего служебного положения и связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных внеслужебных интересах, дают обязательство по соблюдению ограничений, установленных ст. 17–20 Закона (далее — обязательства по ст. 17–20 Закона), а также порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов, предусмотренного ст. 21 Закона, и ставятся в известность о правовых последствиях неисполнения такого обязательства.
В ст. 1 Закона определено, что государственные должностные лица — это лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и организациях, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц.
Таким образом, у всех работников филиала ОАО, являющихся государственными должностными лицами, необходимо взять обязательства по соблюдению ограничений, установленных ст. 17–20 Закона.
Вопрос 2: Можно ли оформить обязательства в усеченном виде (исключить отдельные ограничения)? Возможно ли оформление обязательств в расширенном виде (указать дополнительные ограничения)?
Ответ: Исходя из ст. 16 Закона обязательства государственного должностного лица должны включать в себя ограничения, предусмотренные ст. 17–20 Закона. Перечень ограничений, указанный в данных статьях, является закрытым.
Таким образом, оформление обязательств в так называемом расширенном виде с установлением ограничений, не предусмотренных ст. 17–20 Закона, не допускается.
Вместе с тем некоторые ограничения, предусмотренные ст. 17–20 Закона, распространяются только на определенный круг государственных должностных лиц. Например, ч. 2 ст. 17 Закона устанавливает ограничения в части иной оплачиваемой работы лишь для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных организаций и организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц.
Отсюда следует, что установление указанных ограничений государственным должностным лицам, которые не являются руководителями, заместителями и главными бухгалтерами, будет являться нарушением законодательства.
Оформление обязательств в усеченном виде возможно. Иногда этого требует само законодательство, как указано выше. К примеру, начальник планово-экономического отдела подписывает обязательства по ст. 17–20 Закона, за исключением ограничений, предусмотренных ч. 2 ст. 17 Закона. Таким образом, можно сказать, что он подписывает своего рода усеченные обязательства.
Также можно вспомнить ст. 19 Закона, где указано, что руководитель (его заместители), главный бухгалтер (его заместители) организации не могут входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в этой организации, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами. Таким образом, все тот же начальник планово-экономического отдела подписывает обязательства без указанных ограничений.
С учетом изложенного можно сделать вывод, что подписание обязательств в усеченном виде возможно, если этого требует законодательство.
Вместе с тем такие ограничения, как запрет заниматься предпринимательской деятельностью и открытие иностранных счетов, исключать из обязательств нельзя. Оформление обязательств по ст. 17–20 Закона без данных ограничений является нарушением законодательства.
Вопрос 3: Какие последствия предусмотрены для работника в случае отказа от подписания обязательств?
Ответ: В соответствии с ч. 2 ст. 16 Закона неподписание обязательства влечет за собой отказ в регистрации в качестве кандидата на должность государственного должностного лица, в назначении на должность государственного должностного лица либо освобождение государственного должностного лица от занимаемой должности в порядке, установленном законодательными актами.
Вопрос 4: Кто из работников филиала и к какой ответственности может быть привлечен за неоформление обязательств, предусмотренных ст. 16 Закона?
Ответ: В силу ч. 4 ст. 16 Закона должностные лица кадровой службы соответствующего государственного органа, иной организации за неисполнение возложенных на них должностных обязанностей по оформлению письменного обязательства государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица, либо несвоевременное ознакомление государственных должностных лиц с предъявляемыми к ним требованиями несут дисциплинарную ответственность в порядке, установленном законодательными актами.
по теме