Ответ: Пунктом 2 Указа № 368 установлено, что финансирование:
— проектирования и строительства газопроводов от места присоединения к действующему уличному распределительному газопроводу до отключающего устройства на вводе в жилой дом (далее — газопровод-ввод) и внутридомовой системы газоснабжения эксплуатируемого жилищного фонда граждан производится за счет средств граждан, которым принадлежат на праве собственности жилые помещения эксплуатируемого жилищного фонда;
— проектирования и строительства новых уличных распределительных газопроводов с газопроводами-вводами для газификации эксплуатируемого жилищного фонда граждан, за исключением жилищного фонда граждан в сельских и иных населенных пунктах численностью населения менее 20 тыс. человек, осуществляется в размере 30 % — за счет средств республиканского бюджета, передаваемых в бюджеты областей в виде субвенций на финансирование расходов по строительству объектов инженерно-транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки, а также средств местных бюджетов на основе равнодолевого участия, а по г. Минску — за счет средств местного бюджета, если иные источники финансирования не определены Президентом Республики Беларусь; 70 % — за счет средств граждан, которым принадлежат на праве собственности жилые помещения указанного жилищного фонда;
— проектирования и строительства новых уличных распределительных газопроводов с газопроводами-вводами для газификации эксплуатируемого жилищного фонда граждан в сельских и иных населенных пунктах численностью населения менее 20 тыс. человек осуществляется в размере: 70 % — за счет средств республиканского бюджета, передаваемых в бюджеты областей в виде субвенций на финансирование расходов по строительству объектов инженерно-транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки, а также средств местных бюджетов на основе равнодолевого участия, если иные источники финансирования не определены Президентом Республики Беларусь; 30 % — за счет средств граждан, которым принадлежат на праве собственности жилые помещения указанного жилищного фонда.
Пункт 1 Положения о газификации природным газом эксплуатируемого жилищного фонда граждан, утвержденного Указом № 368, предусматривает, что Положением устанавливается единый порядок газификации природным газом эксплуатируемого жилищного фонда граждан Республики Беларусь и финансирования данной газификации.
В то же время ни Указ, ни Положение не определяют, распространяется ли определение «гражданин» на граждан России, являющихся собственниками эксплуатируемого жилого фонда на территории Республики Беларусь.
Анализируя действующее законодательство Республики Беларусь, можно констатировать следующее.
В ГК фактически используется два понятия: «физическое лицо» (например, ст. 1, 46, 47 ГК и т.д.) и «гражданин» (гл. 3 ГК и т.д.).
Пунктом 3 ст. 1 ГК устанавливается, что участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане Республики Беларусь (далее — граждане). Соответственно, под термином «гражданин» в гражданском законодательстве понимаются именно граждане Республики Беларусь.
Понятие «физическое лицо» не определено ГК. В то же время, определяя субъектов права собственности в Республике Беларусь, п. 3 ст. 213 ГК однозначно устанавливает, что субъектами права частной собственности являются физические и негосударственные юридические лица. Таким образом, понятие «физическое лицо» — более общее понятие, чем «гражданин».
Для большего понимания широты определения «физическое лицо» обратимся к иной сфере права. Так, в п. 6 ст. 13 Налогового кодекса Республики Беларусь (Общая часть) дается точное толкование понятия «физическое лицо». Под физическими лицами понимаются:
— граждане Республики Беларусь;
— граждане либо подданные иностранного государства;
— лица без гражданства (подданства).
То есть под данным понятием законодатель подразумевает любое лицо, подпадающее под действие законодательства без учета гражданства этого лица.
Согласно ст. 10 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» ГК имеет бОльшую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права.
Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных и международных юридических лиц (организаций, не являющихся юридическими лицами), иностранных государств, их административно-территориальных (государственно-территориальных) образований, являющихся в соответствии с законодательством этих государств участниками гражданских отношений, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь (п. 3 ст. 1 ГК).
Между Республикой Беларусь и Российской Федерацией заключен Договор о равных правах граждан (ратифицирован 17 февраля 1999 г.). Однако данный Договор не содержит положений о распространении на граждан РФ прав использования социальных льгот в области жилищных правоотношений.
Согласно ст. 6 Договора договаривающиеся стороны обеспечивают равное право их граждан на приобретение, владение, пользование и распоряжение имуществом на своих территориях. Безвозмездное получение гражданами государственного и муниципального имущества или приобретение его в соответствии с действующими в процессе приватизации льготами регулируется национальным законодательством в области приватизации. Договаривающиеся стороны обеспечивают гарантированную защиту права собственности их граждан.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 04.01.2010 № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» иностранные граждане могут временно пребывать, временно и постоянно проживать в Республике Беларусь. Разрешение на постоянное проживание (вид на жительство) не является документом, подтверждающим или устанавливающим факт принятия гражданства Республики Беларусь.
Как указывалось выше, иностранные граждане (причем вне зависимости от наличия вида на жительство) подпадают под понятие «физические лица».
Из приведенных нормативных правовых актов следует, что законодатель при распространении той или иной нормы законодательства указывает либо на возможность ее применения к любым лицам (путем указания определения «физическое лицо»), либо на возможность применения нормы к иностранным гражданам и лицам без гражданства (путем прямого указания на данных лиц).
С учетом изложенного можно сделать вывод, что действие положений Указа № 368 не распространяется на граждан Российской Федерации, вне зависимости от наличия/отсутствия вида на жительство, и они не могут претендовать на частичное финансирование работ по газификации за счет средств бюджета.