Вы на портале

Допуск на белорусский строительный рынок российских компаний

Одной из целей Евразийского экономического союза является формирование в его рамках единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов. Важный элемент единого рынка услуг — услуги в сфере строительства. Ввиду исторических, экономических и иных связей особенно актуальным является вопрос единого рынка строительных услуг Республики Беларусь и Российской Федерации.

Особенности допуска российских субъектов хозяйствования к осуществлению строительной деятельности на территории Республики Беларусь рассматриваются в статье.

Твардовский Виталий
Твардовский Виталий

Адвокат Минской областной коллегии адвокатов, лидер направления «Информационные технологии» SBH Law Offices

1337 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Общие положения о допуске 

Для осуществления деятельности в области строительства в Беларуси нужно получить аттестат соответствия — документ, подтверждающий соответствие компании квалификационным требованиям. В Российской Федерации для допуска на рынок строительных услуг необходимо вступить в саморегулируемую организацию, осуществляющую один из видов строительной деятельности (инженерные изыскания, проектирование или строительство), с обязательным внесением взноса в компенсационный фонд.

Свидетельства о допуске к строительной деятельности, выданные саморегулируемыми организациями в Российской Федерации, в настоящий момент не признаются в Республике Беларусь. Для допуска к строительству в Беларуси компаниям из России необходимо получить разрешительную документацию, которая соответствует национальным требованиям.

Таким образом, допуск организаций из Российской Федерации на рынок строительных услуг в Беларуси для строительства объектов 1–4-го классов сложности осуществляется исключительно через процедуру аттестации юридических лиц.

Порядок прохождения аттестации установлен Положением об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252.

Квалификационные требования для аттестации

Несмотря на отсутствие единого механизма признания документов для осуществления строительной деятельности, в ходе прохождения аттестации у компаний из Российской Федерации имеется определенное преимущество ввиду схожести правовых систем c Республикой Беларусь.

Рассматривая квалификационные требования для аттестации строительных организаций, определенные постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 02.05.2014 № 25 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений», можно выделить следующую информацию, вызывающую наибольшее количество вопросов у иностранных компаний при предоставлении для аттестации:

1. Информация о персонале, включающая:

— данные об опыте работы специалистов;

— данные специалистов об образовании;

— перечень квалификационных аттестатов специалистов.

2. Информация об организации, включающая:

— перечень технической документации;

— перечень технологических карт;

— перечень средств измерения и контроля.

3. Разрешительная документация на строительство, включающая:

— свидетельство о технической компетентности;

— сертификаты на выполнение работ;

— наличие системы менеджмента качества (соответствующей стандарту ISO 9001);

— наличие системы управления охраной труда (разработанной в соответствии с законодательством Республики Беларусь или в соответствии со стандартом OHSAS 18001:2007).

4. Информация, подтверждающая опыт выполнения строительных работ.

В рамках предоставления информации о персонале у компаний из России есть некоторые преимущества по сравнению с компаниями из других государств. Например, нет необходимости признавать образование специалистов в Республике Беларусь, если оно было получено в учебных заведениях Российской Федерации. Это закреплено в Соглашении между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях (заключено в г. Москве 27.02.1996).

Опыт работы специалистов может быть подтвержден предоставлением копий трудовых книжек, которые в настоящий момент используются в Российской Федерации. Следует отметить, что, несмотря на установленный в Российской Федерации порядок аттестации специалистов, для установления соответствия квалификационным требованиям специалистам необходимо получить белорусский квалификационный аттестат.

Техническую документацию (сборник документации, информационно-поисковую систему), состоящую из актов, действующих в Республике Беларусь, и технологические карты для аттестации необходимо приобрести в Республике Беларусь.

Для целей аттестации могут быть использованы средства измерения, приобретенные в Российской Федерации. При наличии действующих сертификатов (пломб, клейма) дополнительно поверять средства измерения в Республике Беларусь не нужно.

Наличие свидетельства о технической компетентности и сертификатов на выполнение работ — обязательное условие для аттестации по строительным направлениям. Для получения данных документов компаниям из Российской Федерации необходимо обратиться в уполномоченную организацию в Республике Беларусь. Механизмов взаимного признания таких документов не установлено.

Для получения сертификатов иностранным компаниям нужно получить учетный номер плательщика (УНП). Правила получения УНП закреплены в Налоговом кодексе Республики Беларусь. Наиболее часто используемыми способами получения УНП являются открытие представительства или предоставление предварительного договора на выполнение работ (оказание услуг) на территории Республики Беларусь. По такому договору срок оказания услуг должен составлять не менее 90 дней непрерывно или в совокупности в течение одного календарного года.

Определенные сложности возникают при признании полученных сертификатов международного образца: ISO 9001 и стандарта OHSAS, свидетельствующего о внедрении системы управления охраной труда. Сложности обусловлены тем, что большинство сертификатов в Российской Федерации получаются через системы добровольной сертификации, деятельность которых может быть не признана в Беларуси. В связи с этим оценку выданным сертификатам в каждом отдельном случае дает организация, уполномоченная проводить аттестацию.

Также в рамках подтверждения наличия системы управления охраной труда можно разработать положение о СУОТ в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Независимо от способа подтверждения наличия СУОТ (сертификат или положение) компания, которой необходим аттестат соответствия, должна направить не менее 3 специалистов для сдачи экзамена по охране труда в районной (городской) администрации. Как правило, для сдачи экзамена следует обращаться в администрацию по месту постановки на налоговый учет.

Опыт выполнения работ подтверждается договорами строительного подряда и актами ввода в эксплуатацию или актами приемки оказанных услуг (для проектных работ дополнительно требуются копии заключений государственной экспертизы проектной документации). При этом объекты не обязательно должны находиться в Республике Беларусь — можно предоставить данные о выполненных объектах в любой стране. Как правило, для подтверждения опыта работы по необходимому классу сложности нужно предоставить данные о не менее двух объектах необходимого класса сложности с предоставлением копий договоров с актами ввода в эксплуатацию

Резюме:
Доступ на рынок оказания услуг в строительстве для компаний из Российской Федерации ограничен в связи с необходимостью получать аттестат соответствия и иные документы. Вместе с тем российские компании имеют определенные преимущества перед компаниями из других иностранных государств, так как они не обязаны проходить дополнительные административные процедуры.
В настоящее время находятся в разработке изменения в законодательство Республики Беларусь и в законодательство Российской Федерации для унификации правового регулирования допуска к оказанию строительных услуг. В частности, виды работ, на которые требуется получать разрешительную документацию, будут определены более точно. Однако до принятия таких актов единственной возможностью осуществлять строительную деятельность в Республике Беларусь является получение аттестата соответствия.

1337 Shape 1 copy 6Created with Avocode.