Что такое экономическая несостоятельность (банкротство)?
В первую очередь необходимо понять, что же такое экономическая несостоятельность (банкротство) с точки зрения законодательства.
Понятия «экономическая несостоятельность» и «банкротство» содержатся в Законе Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон).
Экономическая несостоятельность — неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением суда об экономической несостоятельности с санацией должника.
Банкротство — неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением суда о банкротстве с ликвидацией должника — юридического лица, прекращением деятельности должника — индивидуального предпринимателя.
Таким образом, несмотря на то что в обоих определениях используется термин «неплатежеспособность», правовым последствием экономической несостоятельности является санация должника, а банкротства — ликвидация должника.
Оценка платежеспособности
Показателями оценки платежеспособности субъектов хозяйствования являются коэффициенты платежеспособности, а именно:
1) коэффициент текущей ликвидности, характеризующий общую обеспеченность субъекта хозяйствования собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств (К1);
2) коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, характеризующий наличие у субъекта хозяйствования собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости (К2);
3) коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами, характеризующий способность субъекта хозяйствования рассчитываться по своим финансовым обязательствам после реализации активов (К3).
Критерии оценки платежеспособности определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2011 № 1672 «Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования» (далее — постановление № 1672).
Пунктом 3 постановления № 1672 установлены критерии определения платежеспособности, которые схематически можно изобразить следующим образом:
Нормативные акты, регулирующие процедуру экономической несостоятельности (банкротства):
• Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (в редакции от 04.01.2014);
• постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2011 № 1672 «Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования»;
• постановление Министерства финансов и Министерства экономики Республики Беларусь от 27.12.2011 № 140/206 «Об утверждении Инструкции о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования»;
• постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25.06.2015 № 7 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)»;
• постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.10.2006 № 11 «О некоторых вопросах применения субсидиарной ответственности» (в редакции от 26.09.2008);
• постановление Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 18.11.2011 № 56 «Об ответственности субсидиарных должников».
Как узнать, находится ли должник в процедуре экономической несостоятельности (банкротства)?
Порядок и состав сведений об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, подлежащих опубликованию, установлены ст. 21 Закона, согласно которой средство массовой информации, учрежденное Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь, а также иные печатные средства массовой информации, определенные хозяйственным судом, публикуют сведения, связанные с производством по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).
В соответствии со ст. 21 Закона и положениями Декрета Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» официальным печатным изданием, в котором публикуются сведения об экономической несостоятельности (банкротстве), является журнал «Судебный вестник Плюс: экономическое правосудие». Периодичность выхода журнала — один раз в месяц, а датой выхода номеров журнала, как правило, является последний рабочий день месяца, за который выпущен соответствующий номер (например, дата выхода номера за февраль — 29.02.2016).
На основании ст. 21 Закона сведения, подлежащие опубликованию, в обязательном порядке включаются в Единый государственный реестр сведений о банкротстве.
Справочно.
Электронная версия журнала доступна по ссылке.
Порядок формирования и ведения Единого государственного реестра сведений о банкротстве, порядок и сроки включения управляющими сведений в Единый государственный реестр сведений о банкротстве, порядок их размещения в глобальной компьютерной сети Интернет устанавливаются постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.05.2013 № 391 «О некоторых вопросах Единого государственного реестра сведений о банкротстве».
Также узнать о юридическом статусе должника можно на веб-портале Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, размещенном по ссылке.
Справочно.
Веб-портал Единого государственного реестра сведений о банкротстве размещен в сети Интернет по ссылке.
Кто такой управляющий?
Временный (антикризисный) управляющий — индивидуальный предприниматель, юридическое или физическое лицо (гражданин Республики Беларусь либо иностранный гражданин, лицо без гражданства, имеющие вид на жительство в Республике Беларусь), назначаемые экономическим судом для осуществления своих полномочий в процедурах экономической несостоятельности (банкротства) (временный управляющий — в защитном периоде, антикризисный управляющий — в конкурсном производстве).
В соответствии с действующим законодательством управляющим может быть:
1) физическое лицо, имеющее высшее (преимущественно экономическое или юридическое) образование, необходимый опыт хозяйственной (предпринимательской) деятельности, не имеющее судимости, аттестованное на соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), и получившее аттестат управляющего;
2) юридическое лицо. К руководителю управляющего — юридического лица как к лицу, обладающему персональной ответственностью, предъявляются требования, установленные Законом, как и к управляющему — физическому лицу.
Частью первой ст. 63 Закона установлено, что управляющий должен пользоваться доверием хозяйственного суда, кредиторов (конкурсных кредиторов) и должника.
В соответствии с частями пятой и седьмой ст. 64 Закона лицо, подавшее в хозяйственный суд заявление об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, обязано представить в хозяйственный суд не менее 3 кандидатур управляющего. Сведения о назначении управляющих направляются хозяйственным судом в орган государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве).
Пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25.06.2015 № 7 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — постановление № 7) установлено, что по общему правилу, предусмотренному частью пятой ст. 64 Закона, при возбуждении производства по делу о банкротстве управляющий назначается из числа кандидатур, представленных лицом, подавшим заявление об экономической несостоятельности (банкротстве).
Однако в части третьей п. 14 постановления № 7 закреплено, что если заявителем или лицами, участвующими в деле, представлено несколько кандидатур, соответствующих установленным требованиям, суд вправе принять во внимание в том числе: категорию аттестата управляющего, опыт работы в качестве управляющего, место нахождения (место жительства) управляющего, количество дел о банкротстве, находящихся в производстве у управляющего, сроки их ведения, наличие фактов ненадлежащего исполнения управляющим своих обязанностей, мнение лиц, участвующих в деле.
Таким образом, управляющий в деле об экономической несостоятельности (банкротстве) назначается экономическим судом по своему усмотрению, вне зависимости от желания лица, подавшего заявление об экономической несостоятельности (банкротстве).
Права и обязанности временного (антикризисного) управляющего перечислены в ст. 41, 42, 76, 77 Закона.
Правовой статус кредитора в процедуре экономической несостоятельности (банкротства)
Статьей 1 Закона предусмотрено два правовых статуса кредитора в процедуре экономической несостоятельности (банкротства).
Кредиторы — лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам, по обязательствам об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору (контракту).
Конкурсные кредиторы — представитель работников должника и кредиторы по платежным обязательствам — по обязательствам, возникшим до открытия конкурсного производства и включенным в реестр требований кредиторов, за исключением физических лиц, работающих (работавших) у должника по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности.
Физические лица, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, и учредители (участники) должника — юридического лица, перед которыми должник несет ответственность по обязательствам, вытекающим из такого участия, не являются конкурсными кредиторами.
Предъявление требования кредитора
Порядок и сроки предъявления требования кредитора к должнику определены ст. 89 Закона. Кредитор вправе предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства.
Справочно.
Исчисление двухмесячного срока для предъявления требования кредитора начинается с момента опубликования сведений об экономической несостоятельности (банкротстве) должника в СМИ, учрежденном Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь, — журнале «Судебный вестник Плюс: экономическое правосудие», а также иных печатных СМИ (ст. 21 Закона).
Срок предъявления кредиторами требований в отношении отсутствующего должника — в течение месяца со дня опубликования сообщения.
Порядок предъявления требования
1. Требования кредитора направляются управляющему:
— по почтовому адресу должника или иному почтовому адресу, указанному в тексте объявления об открытии конкурсного производства;
— в экономический суд, осуществляющий производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).
2. Требования кредиторов направляются вместе с документами, позволяющими установить размер указанных требований.
3. Документы, подтверждающие предъявленные требования кредиторов, должны быть:
— нотариально заверены;
— либо представлены оригиналы документов вместе с их копиями для последующей сверки управляющим.
Справочно.
После проведения сверки оригиналы документов возвращаются кредитору в 7-дневный срок со дня получения требования кредитора.
Порядок рассмотрения требования кредитора
1. Срок рассмотрения и направления ответа — 7 дней со дня получения требования.
2. Управляющий рассматривает требование кредитора и приложенные документы.
3. По итогам рассмотрения вносится запись в реестр требований кредиторов.
4. О результатах рассмотрения управляющий письменно уведомляет кредитора.
Справочно.
Если кредитор, требование которого возникло до момента открытия конкурсного производства, пропустил двухмесячный срок, то он в любом случае вправе предъявить это требование для включения в реестр требований. Однако оно будет удовлетворено за счет средств должника, оставшихся после удовлетворения требований, предъявленных своевременно.
Устранение кредитором выявленных погрешностей в предъявленном требовании
В случае если требование кредитора не оформлено надлежащим образом и (или) не представлены документы, предусмотренные Законом, срок устранения выявленных погрешностей составляет не менее 7 дней со дня получения кредитором сообщения от управляющего.
После устранения погрешностей датой предъявления требования считается первоначальный день его предъявления.
Если по истечении срока, установленного управляющим, кредитор не устранит или не полностью устранит выявленные погрешности, требование считается непредъявленным, за исключением случая, когда хозяйственный суд признает причину неустранения погрешностей в срок, установленный управляющим, уважительной.
Справочно.
Требование кредитора, по которому управляющим не выдвинуты возражения в сроки, указанные в частях второй и четвертой ст. 89 Закона, признаются установленными в предъявленном размере и подлежат удовлетворению в соответствии с очередностью.
Возражения по результатам рассмотрения требования
Законом предусмотрен механизм защиты прав кредитора при предъявлении требования. Возражения по результатам рассмотрения управляющим требования кредитора (далее — заявление о требовании) направляются управляющему и в экономический суд, рассматривающий дело об экономической несостоятельности (банкротстве), в письменной форме.
Срок направления заявления о требовании составляет 7 дней со дня получения кредитором уведомления управляющего о результатах рассмотрения требования этого кредитора.
Кредитор в заявлении о требовании должен указать содержание, основание и размер требования.
К заявлению о требовании прилагаются:
— документы, подтверждающие требование;
— доказательства направления управляющему заявления о требовании.
Заявление о требовании подписывает кредитор (представитель).
Реестр требований кредиторов и очередность удовлетворения
Форма и порядок ведения управляющим реестра требований кредиторов регулируются Законом и Инструкцией о порядке ведения антикризисным управляющим реестра требований кредиторов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 21.11.2012 № 96 (далее — Инструкция № 96).
Законом предусмотрено 5 очередей удовлетворения требований кредиторов по обязательствам, возникшим до момента открытия конкурсного производства.
Первая очередь — требования физических лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей.
Вторая очередь — расчеты по выплате выходных пособий, оплате труда лиц, работающих (работавших) у должника по трудовым договорам (контрактам) и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, по обязательным страховым взносам, взносам на профессиональное пенсионное страхование, иным платежам в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, а также по уплате страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Справочно.
Установление требований кредиторов второй очереди и включение их в реестр требований кредиторов производятся управляющим на основании данных бухгалтерского баланса должника на последнюю отчетную дату (для организаций, ведущих учет в книге учета доходов и расходов, — данных книги учета доходов и расходов на последний календарный день отчетного периода по налогу при упрощенной системе налогообложения), а также иных документов, подтверждающих наличие задолженности. По результатам рассмотрения вносятся соответствующие записи в реестр требований кредиторов с соответствующим уведомлением кредиторов.
Третья очередь — требования по обязательным платежам (за исключением отнесенных ко второй и пятой очереди).
Четвертая очередь — требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.
Справочно.
Задолженность должника по обязательству в части, не обеспеченной залогом имущества должника, требования по взысканию пени, выплате административных взысканий в виде штрафов, в том числе причитающихся в бюджет соответствующего уровня, а также штрафов, налагаемых в соответствии с уголовным законодательством, подлежат удовлетворению в составе требований кредиторов пятой очереди.
Пятая очередь — требования иных кредиторов.
Согласно п. 7 Инструкции № 96 пятый раздел реестра требований кредиторов (соответствующий пятой группе очередности платежей) состоит из 3 частей:
1) требования по гражданско-правовым обязательствам (за исключением требований физических лиц о возмещении вреда, причиненного их жизни или здоровью, либо о компенсации морального вреда, связанного с причинением вреда их жизни или здоровью, а также лиц, работающих (работавших) у должника по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, и требований учредителей (участников) должника — юридического лица, вытекающих из их учредительства (участия));
2) требования о возмещении возникших до открытия конкурсного производства убытков, взыскании процентов, неустойки, пени, о выплате административных взысканий в виде штрафов, в том числе причитающихся в бюджет соответствующего уровня, а также штрафов, налагаемых в соответствии с уголовным законодательством;
3) требования, предъявленные по истечении срока, установленного частью первой ст. 89 Закона, и возникшие до момента открытия конкурсного производства.
Справочно.
Вне очереди подлежат возмещению судебные расходы и расходы на опубликование сведений, предусмотренных Законом, а также производятся расчеты по обязательствам должника, возникшим после открытия конкурсного производства.
Порядок расчетов с кредиторами установлен ст. 147 Закона, согласно которой управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов. Требования кредиторов каждой следующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди.
Сведения о погашении требований кредиторов управляющий вносит в реестр требований кредиторов.
Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, признаются погашенными. Погашенными признаются также непризнанные и непредъявленные требования кредиторов, если кредиторы не обращались в экономический суд.