Содержание:
Нормативное регулирование
Действующий ГК позволяет приобретать товары (работы, услуги) без указания в соответствующих договорах конкретного количества (объема) при условии установления порядка его определения. Например, для договора купли-продажи установлено, что количество товара, подлежащего передаче покупателю, предусматривается договором купли-продажи в соответствующих единицах измерения или в денежном выражении. В силу п. 1 ст. 435 ГК условие о количестве товара может быть согласовано путем установления в договоре порядка его определения. Наличие порядка определения количества в договоре позволяет избежать риска признания такого договора незаключенным.
Так, применение механизма закупки товаров (работ, услуг) при невозможности определения объема (количества) допускается в отношении любых работ, услуг, а также товаров (абз. 3 п. 4 ст. 21 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (в ред. от 31.01.2024), далее – Закон № 419-З). У заказчика (организатора) может отсутствовать объективная возможность определить конкретный объем (количество) таких товаров (работ, услуг). Например, в отношении ремонтных работ, когда невозможно предвидеть, что именно выйдет из строя, услуг по организации питания, когда имеется усредненная информация о возможном объеме таких услуг, товаров – продуктов питания, приобретаемых в отсутствие конкретной информации о том, сколько их потребуется.
Действия заказчика
Для приобретения товаров (работ, услуг) при невозможности определения объема (количества) заказчику в первую очередь потребуется включить позицию в годовой план государственных закупок. Поскольку объем (количество) неизвестен, то в графах «Единица измерения однородных товаров (работ, услуг) в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 008-2021 «Единицы измерений и счета», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 15.03.2021 № 22, и «Ориентировочные объемы (количество) годовой и (или) общей потребности в однородных товарах (работах, услугах) в натуральном выражении» можно указать соответственно белорусский рубль и ориентировочную стоимость годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах) или ориентировочную стоимость общей потребности в однородных товарах (работах, услугах).
Заказчику также потребуется определить цену (тариф) за единицу товара (работы, услуги) и (или) сумму таких цен (тарифов) в порядке, установленном Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь. Указывается, что оплата поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) осуществляется по цене (тарифу) за единицу товара (работы, услуги) исходя из объема (количества) фактически поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги). При этом не может быть превышена предельная стоимость предмета государственной закупки.
Вышеупомянутые правила применяются при проведении любого вида процедуры государственной закупки, кроме биржевых торгов (п. 2 ст. 50 Закона № 419-З). Также требуется соблюдение предписаний ст. 29 Закона № 419-З в части обеспечения условий участия в процедурах государственных закупок субъектов малого и среднего предпринимательства. Поскольку доля закупок у таких субъектов определяется в объеме не менее 10 % от указанной в годовом плане государственных закупок ориентировочной стоимости годовой (общей) потребности всех товаров (работ, услуг) по перечню, установленному в приложении 3 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “О государственных закупках товаров (работ, услуг)”», то отсутствие конкретного объема (количества) не окажет влияния на применение ст. 29 Закона № 419-З.
Общие условия и особенности в зависимости от вида процедуры закупки
В зависимости от вида процедуры закупки определяется содержание документов по процедуре и предложений участников.
Так, при проведении такой конкурентной процедуры государственной закупки, как открытый конкурс, закрытый конкурс, электронный аукцион, процедура запроса ценовых предложений, в том числе закрытая, составляется приглашение к участию в процедуре государственной закупки, которое наряду с прочей информацией должно содержать:
- порядок определения объема (количества) товаров (работ, услуг). Такой порядок может включать, например, условия о том, что заказчик в ходе исполнения договора по мере появления потребности в товарах (работах, услугах) направляет в адрес поставщика (подрядчика, исполнителя) заявку с указанием требуемых товаров (работ, услуг) в определенный договором срок и такая заявка исполняется последним с учетом цен (тарифов), установленных договором (так называемое условие о выборке товаров (работ, услуг)). Подобная выборка возможна до тех пор, пока не будет выбрана вся сумма по договору;
- предельную стоимость предмета государственной закупки в порядке, устанавливаемом Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь;
- цену (тариф) за единицу товара (работы, услуги) и (или) сумму таких цен (тарифов).
Открытый и закрытый конкурс
При проведении открытого и закрытого конкурса предложение участника должно содержать не цену предложения, определяемую по правилам ст. 1 Закона № 419-З, а цену (тариф) за единицу предлагаемого товара (работы, услуги) и сумму таких цен (тарифов), не превышающие определенные заказчиком значения.
В случае превышения определенных заказчиком цены (тарифа) за единицу и (или) суммы цен (тарифов), в зависимости от того, какой вариант выберет заказчик, предложение участника отклоняется.
Установлены требования к содержанию протокола открытия, рассмотрения предложений и допуска участников к оценке и сравнению предложений – он должен содержать сумму цен (тарифов) за единицу предлагаемых товаров (работ, услуг). Именно для этого в требованиях к содержанию предложения участника предусмотрено предоставление сведений о сумме цен (тарифов). Сумма таких цен (тарифов) будет использоваться в дальнейшем комиссией по государственным закупкам для оценки и сравнения предложений по критерию «цена предложения», который в силу подп. 1.1 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 02.07.2019 № 449 «Об установлении критериев, способа оценки и сравнения предложений участников открытого и закрытого конкурсов» является обязательным. Так, в случае приобретения товаров (работ, услуг) при невозможности определения их объема (количества) оценка предложений по критерию «цена предложения» осуществляется по сумме цен (тарифов) за единицу предлагаемых товаров (работ, услуг), которая может превышать предельную стоимость предмета государственной закупки.
В протоколе оценки и сравнения предложений, выбора участника-победителя или признания открытого конкурса несостоявшимся должна содержаться информация о сумме цен (тарифов).
Электронный аукцион
При проведении электронного аукциона как процедуры государственной закупки заказчиком в приглашении к участию в электронном аукционе, которое является частью аукционных документов, указываются порядок определения объема (количества) товаров (работ, услуг), предельная стоимость предмета государственной закупки, которая будет являться начальной ценой электронного аукциона, а также цена (тариф) за единицу товара (работы, услуги) и (или) сумма таких цен (тарифов). В свою очередь, в предложении участника (в первом его разделе) указание цены предложения не требуется.
Торги начнутся с начальной цены, а по их результатам Закон № 419-З предусматривает следующее. Так, в протоколе выбора участника-победителя или признания электронного аукциона несостоявшимся указывается процент снижения от предельной стоимости предмета государственной закупки последней ставки, а в случае выбора участником-победителем участника, сделавшего предпоследнюю ставку, ‒ предпоследней ставки.
При этом участник-победитель не позднее 10 календарных дней со дня уведомления участников о выборе участника-победителя должен представить цену (тариф) за единицу предлагаемого товара (работы, услуги), рассчитанную с учетом снижения определенных заказчиком значений на процент, указанный в протоколе выбора участника-победителя или признания электронного аукциона несостоявшимся. Требование о предоставлении такой информации включается в аукционные документы. Тем самым, если данное условие установлено в аукционных документах и не выполнено, предложение такого участника-победителя отклоняется на основании п. 7 ст. 44 Закона № 419-З с последующим определением участником-победителем участника, сделавшего предпоследнюю ставку.
По мере того, как по истечении 6 месяцев (с 04.08.2024) вступят в силу нормы абз. 8, 9 п. 39 ст. 1 Закона № 354-З, возможно будет отклонение предложения по причине невыполнения участником-победителем требований, установленных Законом № 419-З. В частности, о предоставлении сведений о цене (тарифе) за единицу предлагаемого товара (работы, услуги), рассчитанной с учетом снижения определенных заказчиком значений на процент, указанный в протоколе выбора участника-победителя или признания электронного аукциона несостоявшимся, даже в отсутствие в аукционных документах соответствующего требования.
Запрос ценовых предложений
При проведении процедуры запроса ценовых предложений (далее – ЗЦП) приглашение к участию в процедуре должно содержать информацию о порядке определения объема (количества) товаров (работ, услуг), предельной стоимости предмета государственной закупки, а также о цене (тарифе) за единицу товара (работы, услуги) и (или) сумме таких цен (тарифов).
В документах ЗЦП устанавливаются требования к предложению участника ‒ оно должно содержать цену (тариф) за единицу предлагаемого товара (работы, услуги) и сумму таких цен (тарифов), не превышающие определенные заказчиком значения.
В свою очередь, при рассмотрении предложений учитывается следующее: если цена (тариф) за единицу предлагаемого товара (работы, услуги) и (или) сумма таких цен (тарифов) превышают определенные заказчиком значения, то предложение участника подлежит отклонению.
Правила оценки и сравнения предложений участников предусматривают, что поскольку критерием оценки и сравнения предложений в ЗЦП является цена, то оценка предложений по данному критерию осуществляется по сумме цен (тарифов) за единицу предлагаемых товаров (работ, услуг), которая может превышать предельную стоимость предмета государственной закупки. При этом участник, представивший предложение, которому присвоен порядковый номер 1 (первое место), признается победителем.
В протоколе выбора участника-победителя или признания процедуры запроса ценовых предложений несостоявшейся должна быть указана сумма цен (тарифов) за единицу предлагаемых товаров (работ, услуг) вместо цены предложения участника-победителя.
Закупка из одного источника
В процедуре закупки из одного источника при заключении договора должны быть в совокупности соблюдены два условия (запрета):
- цена договора по результатам процедуры не должна превышать предельную стоимость предмета государственной закупки;
- цена (тариф) за единицу товара (работы, услуги) и сумма таких цен (тарифов), определенные по результатам процедуры государственной закупки, не должны превышать определенные заказчиком значения.
Требования к условиям договора государственной закупки
Законом № 419-З установлены требования к условиям договора государственной закупки – он заключается с ценой, равной предельной стоимости предмета государственной закупки. Договор должен содержать определенную по результатам процедуры государственной закупки цену (тариф) за единицу товара (работы, услуги). Именно по такой цене (тарифу) за единицу товара (работы, услуги) будет рассчитываться стоимость объема (количества) товара (работы, услуги), указанного в заявках заказчика.
Заявки заказчика – это, по существу, тот самый порядок определения объема (количества). Также можно определить срок и порядок их направления. Выполнение таких заявок осуществляется в пределах цены заключенного договора.
В заключение отметим, что у заказчика (организатора) отсутствует обязанность применять предлагаемый Законом № 419-З механизм приобретения товаров (работ, услуг) без конкретного объема (количества). Это право, которое может быть реализовано. Если по каким-то причинам заказчику, например, неудобно применять данные правила, он руководствуется общими нормами о приобретении товаров (работ, услуг) с указанием конкретного объема (количества) приобретаемых товаров (работ, услуг). При этом следует помнить о том, что при применении абз. 3 п. 4 ст. 21 Закона № 419-З должна иметь место объективная невозможность определить объем (количество) приобретаемых товаров (работ, услуг).