Министерство антимонопольного регулирования и торговли на основании полномочий, предоставленных п. 4 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее – постановление № 229), разъясняет следующее.
В случае если закупающая организация относится к организациям, указанным в подп. 1.1 п. 1 постановления № 229, то она осуществляет свои закупки, руководствуясь порядком осуществления закупок за счет собственных средств (далее – Порядок закупок), разработанным на основании норм подп. 2.2–2.19 п. 2 постановления № 229, а также иных требований, установленных законодательными актами или Советом Министров Республики Беларусь в отношении осуществления закупок за счет собственных средств отдельных видов товаров (работ, услуг).
В соответствии с абз. 2 ч. 1 подп. 2.8 п. 2 постановления № 229 документация о закупке формируется в случае проведения конкурентных видов процедур закупок и должна содержать сведения, определенные Порядком закупок, в том числе требования к качеству, техническим характеристикам товара (работы, услуги), его безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке, результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги) потребностям организации.
При этом постановлением № 229 не установлен запрет на возможность закупки товаров определенной торговой марки, фирменного наименования, модели, производителя и т.д.
В то же время необходимо учитывать, что согласно подп. 2.5 п. 2 постановления № 229 не допускается не предусмотренное законодательством ограничение доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре закупки.
Поэтому, несмотря на отсутствие в постановлении № 229 прямого запрета, для недопущения возможного ограничения доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре закупки, по мнению МАРТ, указание на конкретные торговые марки, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, наименования производителей при описании предмета закупки целесообразно только при обоснованной необходимости (например, когда невозможно иным способом более точно описать потребности закупающей организации). При этом МАРТ полагает, что необходимо сопровождать такое описание словами «или аналог». Указание идентифицирующих конкретный товар признаков без слов «или аналог» рекомендовано использовать только в исключительных случаях, например, когда это требуется для обеспечения совместимости с товарами, используемыми организацией.
Требования к описанию предмета закупки, в том числе условия, при которых разрешается закупка товаров определенной торговой марки, фирменного наименования, модели, производителя и т.д., следует закрепить в Порядке закупок.
Кроме того, необходимо обратить внимание, что в соответствии с абз. 5 ч. 1 п. 1 ст. 24 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» при осуществлении закупок запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе посредством создания преимущественных условий для участника, если иное не установлено законодательными актами и (или) постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.
Источник: mart.gov.by