В ходе анализа вопросов приостановления такого строительства прокуроры установили затягивание его сроков.
Например, в 2020 году строительство многоквартирных домов в регионе приостанавливали 47 раз на 27 объектах. Основными причинами тому названы недостаток финансирования, в том числе из-за неукомплектованности объектов дольщиками (по объектам долевого строительства), а также нехватка производственных мощностей.
Вместе с тем выявлены случаи, когда строительство приостанавливалось по основаниям, не предусмотренным законодательством: на ряде объектов тому мешала неблагоприятная эпидемиологическая ситуация.
Местные исполкомы также оставили без должной оценки факты приостановления строительства, когда заказчик своими действиями совершил административное правонарушение.
В Миорах и Витебске без внимания местных исполнительных и распорядительных органов остались ситуации, в которых застройщики фактически скрыли необходимость консервации объектов – неоднократно и непрерывно приостанавливали строительство.
Справочно. Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года №510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» контроль в области жилищного строительства возложен на местные исполнительные и распорядительные органы.
В 2020 году – истекшем периоде 2021 года ни в одном из районов Витебщины, в том числе в которых имелись долгострои, контрольные мероприятия не проводились.
Применяемые меры контроля в этой сфере, в том числе со стороны облисполкома, показали себя формальными и не дали результата: не предполагали должного анализа причин превышения сроков строительства и финансового положения застройщиков, не определяли конкретных шагов для исправления ситуации.
Как итог – в отсутствие должного контроля со стороны местных органов власти застройщики и подрядчики в вопросах строительства предоставлены сами себе, а исполкомы без работы на упреждение образования долгостроев включались в решение этих вопросов только после констатации проблем.
По результатам проверки прокуратура Витебской области внесла представление в Витебский облисполком, в котором потребовала:
- устранить вскрытые нарушения законодательства;
- обеспечить надлежащую реализацию контрольных функций;
- исключить формализм в работе;
- наладить эффективное взаимодействие местных исполкомов с инспекцией Госстройнадзора по Витебской области.
Акт надзора рассмотрен на заседании коллегии комитета по архитектуре и строительству Витебского облисполкома с участием начальника отдела областной прокуратуры – уже налажены сбор необходимой информации и мониторинг ситуации в жилищно-строительной сфере с принятием мер реагирования, даны предметные поручения заказчикам.
Источник: prokuratura.gov.by