Состоялось обсуждение проекта Кодекса об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности
28 июня 2023 г. состоялось заседание Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.
28 июня 2023 г. состоялось заседание Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.
Одним из вопросов на повестке заседания Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь стал проект Кодекса об архитектурной, строительной и градостроительной деятельности. С докладом выступил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Николайкин В.П.
Законопроект разработан во исполнение Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» в целях совершенствования и упрощения требований к архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, минимизации административных процедур и вмешательства государственных органов в строительную деятельность.
В частности, законопроектом предлагается регламентировать:
основные термины, используемые в документе;
принципы осуществления архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
классы сложности объектов строительства, объекты авторского права в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
вопросы страхования, нормирования при осуществлении строительной деятельности;
права и обязанности субъектов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
компетенцию государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
вопросы аттестации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию капитальных строений (зданий, сооружений);
вопросы выдачи разрешительной документации на строительство;
информационное, финансовое обеспечение архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
научно-техническую деятельность в строительстве;
градостроительное планирование территорий и населенных пунктов;
зонирование территорий;
деятельность по разработке предпроектной (предынвестиционной) документации;
вопросы проведения государственной строительной экспертизы;
осуществление строительной деятельности (вопросы оказания инженерных услуг в строительстве, деятельности заказчика и застройщика, расследования обстоятельств (причин) строительной аварии, приостановления строительства, консервации объекта незавершенного строительства, приемки объекта строительства в эксплуатацию, создания и развития систем инженерной инфраструктуры и их благоустройства, государственного строительного, технического, авторского надзора за строительством и др.);
вопросы обеспечения исполнения обязательств в период гарантийного срока эксплуатации объектов жилищного, социально-культурного и коммунально-бытового назначения.
В.П. Николайкин также проинформировал, что при подготовке проекта Кодекса к рассмотрению во втором чтении в него включены нормы, предусматривающие в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности:
обобщение и систематизацию нормативных правовых актов, в том числе реализацию норм ряда указов Президента Республики Беларусь;
конкретизацию, а также разграничение и перераспределение полномочий Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства, иных республиканских органов государственного управления, а также местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов. При этом в целях сохранения возможности принимать оперативные решения Главе государства предоставлено право устанавливать особенности правового регулирования отношений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
формирование единой информационной среды и упрощение взаимодействия участников архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в частности, путем осуществления административных процедур и ведения государственного градостроительного кадастра Республики Беларусь в электронной форме, составления республиканского рейтинга участников строительной деятельности с его последующим размещением в ГИС «Госстройпортал», размещения в открытом доступе в глобальной компьютерной сети Интернет градостроительных проектов детального планирования, размещения информации о результатах аудита застройщика в средствах массовой информации и (или) ГИС «Госстройпортал»;
расширение полномочий подрядчика по закупке технологического оборудования;
возможность разработки и утверждения предпроектной (предынвестиционной) документации в сокращенном объеме (в форме задания на разработку проектной документации), а также случаи, когда разработка предпроектной (предынвестиционной) документации не является обязательной;
детализацию положений, регламентирующих вопросы разработки проектной документации. В частности, уточнено, что проектная документация на объект разрабатывается в одну или две стадии по выбору заказчика, застройщика, при одностадийной разработке проектной документации разрабатывается строительный проект, при двухстадийной — архитектурный и строительный проекты. Определены случаи, когда разработка проектной документации не является обязательной;
регламентацию порядка выдачи разрешительной документации и случаев, когда разрешительная документация на строительство не требуется;
упрощение требований к порядку возведения и реконструкции одноквартирных жилых домов и нежилых капитальных построек пятого класса сложности, совершенствование порядка проведения государственной строительной экспертизы градостроительных проектов, проектной документации и обжалования ее заключений;
регламентацию количества случаев и продолжительности приостановления объектов и их консервации;
упрощение порядка приемки объектов в эксплуатацию. В частности, закреплено, что органы государственного строительного надзора при выдаче заключения по принимаемому в эксплуатацию объекту обязаны оценивать соответствие объекта исключительно требованиям проектной документации, предъявление иных требований не допускается;
усиление ответственности всех участников строительной деятельности;
упрощение и актуализацию терминологии.
В целом документ направлен на обобщение и актуализацию нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и обеспечение более эффективного правового регулирования отношений в данной сфере.