Одним из вопросов на повестке заседания Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь стал проект Кодекса об архитектурной, строительной и градостроительной деятельности. С докладом выступил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Николайкин В.П.
Законопроект разработан во исполнение Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» в целях совершенствования и упрощения требований к архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, минимизации административных процедур и вмешательства государственных органов в строительную деятельность.
В частности, законопроектом предлагается регламентировать:
основные термины, используемые в документе;
принципы осуществления архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
классы сложности объектов строительства, объекты авторского права в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
вопросы страхования, нормирования при осуществлении строительной деятельности;
права и обязанности субъектов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
компетенцию государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
вопросы аттестации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию капитальных строений (зданий, сооружений);
вопросы выдачи разрешительной документации на строительство;
информационное, финансовое обеспечение архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
научно-техническую деятельность в строительстве;
градостроительное планирование территорий и населенных пунктов;
зонирование территорий;
деятельность по разработке предпроектной (предынвестиционной) документации;
вопросы проведения государственной строительной экспертизы;
осуществление строительной деятельности (вопросы оказания инженерных услуг в строительстве, деятельности заказчика и застройщика, расследования обстоятельств (причин) строительной аварии, приостановления строительства, консервации объекта незавершенного строительства, приемки объекта строительства в эксплуатацию, создания и развития систем инженерной инфраструктуры и их благоустройства, государственного строительного, технического, авторского надзора за строительством и др.);
вопросы обеспечения исполнения обязательств в период гарантийного срока эксплуатации объектов жилищного, социально-культурного и коммунально-бытового назначения.
В.П. Николайкин также проинформировал, что при подготовке проекта Кодекса к рассмотрению во втором чтении в него включены нормы, предусматривающие в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности:
обобщение и систематизацию нормативных правовых актов, в том числе реализацию норм ряда указов Президента Республики Беларусь;
конкретизацию, а также разграничение и перераспределение полномочий Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства, иных республиканских органов государственного управления, а также местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов. При этом в целях сохранения возможности принимать оперативные решения Главе государства предоставлено право устанавливать особенности правового регулирования отношений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
формирование единой информационной среды и упрощение взаимодействия участников архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в частности, путем осуществления административных процедур и ведения государственного градостроительного кадастра Республики Беларусь в электронной форме, составления республиканского рейтинга участников строительной деятельности с его последующим размещением в ГИС «Госстройпортал», размещения в открытом доступе в глобальной компьютерной сети Интернет градостроительных проектов детального планирования, размещения информации о результатах аудита застройщика в средствах массовой информации и (или) ГИС «Госстройпортал»;
расширение полномочий подрядчика по закупке технологического оборудования;
возможность разработки и утверждения предпроектной (предынвестиционной) документации в сокращенном объеме (в форме задания на разработку проектной документации), а также случаи, когда разработка предпроектной (предынвестиционной) документации не является обязательной;
детализацию положений, регламентирующих вопросы разработки проектной документации. В частности, уточнено, что проектная документация на объект разрабатывается в одну или две стадии по выбору заказчика, застройщика, при одностадийной разработке проектной документации разрабатывается строительный проект, при двухстадийной — архитектурный и строительный проекты. Определены случаи, когда разработка проектной документации не является обязательной;
регламентацию порядка выдачи разрешительной документации и случаев, когда разрешительная документация на строительство не требуется;
упрощение требований к порядку возведения и реконструкции одноквартирных жилых домов и нежилых капитальных построек пятого класса сложности, совершенствование порядка проведения государственной строительной экспертизы градостроительных проектов, проектной документации и обжалования ее заключений;
регламентацию количества случаев и продолжительности приостановления объектов и их консервации;
упрощение порядка приемки объектов в эксплуатацию. В частности, закреплено, что органы государственного строительного надзора при выдаче заключения по принимаемому в эксплуатацию объекту обязаны оценивать соответствие объекта исключительно требованиям проектной документации, предъявление иных требований не допускается;
усиление ответственности всех участников строительной деятельности;
упрощение и актуализацию терминологии.
В целом документ направлен на обобщение и актуализацию нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и обеспечение более эффективного правового регулирования отношений в данной сфере.




