Семь вызовов для стройотрасли, связанных с коронавирусом, которые сохранятся в 2021 году

Экономисты и профильные эксперты считают, что в следующем году строительная отрасль столкнется с серьезными проблемами.

257 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Обозреватель одного из ведущих американских отраслевых строительных изданий Construction Dive Шелли Д. Хатчинс рассуждает о влиянии пандемии коронавируса на стройотрасль в 2021 году. Он считает, что строительные компании столкнутся с рядом острых проблем, так или иначе связанных с пандемией и ограничительными мерами. Журналист, опросив отраслевых экспертов, выделяет семь наиболее серьезных вызовов.

 Уже более десяти месяцев прошло с момента регистрации первых случаев заражения коронавирусом в китайском городе Ухань. Глобальное распространение COVID-19 сильно повлияло на коммерческое строительство. Когда пандемия поразила США, подрядные компании во всех частях страны ощутили на себе ее неблагоприятные последствия. В их числе увольнения, закрытие проектов и рост затрат на строительство. Однако 2020-й уже подходит к концу, но экономисты и отраслевые эксперты прогнозируют, что большая часть существующих проблем останутся с нами и в следующем году. Приведем семь главных факторов, на которые нужно обратить внимание.

Нехватка рабочей силы. Еще перед пандемией строительная отрасль столкнулась с самым высоким в истории недостатком квалифицированной рабочей силы. Причем в ближайшем будущем эта проблема никуда не исчезнет, потому что из-за COVID-19 одни проекты оказались закрыты, а реализация других серьезно замедлилась. Хоть компании и стали снова нанимать рабочих, временно уволенных весной, некоторые из специалистов отказались возвращаться на работу. На это повлияло наличие пособия по безработице, беспокойство о здоровье или семейные проблемы.

«Заглядывая вперед, можно сказать, что, когда начнется восстановление, нехватка рабочей силы может быть еще более ощутимой, особенно в таких штатах, как Калифорния, Техас и Нью-Йорк», — считает вице-президент по управлению проектами и затратам консалтинговой фирмы Cumming Corp Дэниел ПОМФРЕТТ. По его словам, дефицит рабочей силы усугубит миграция рабочих на «дорогие рынки» с большими возможностями трудоустройства, например, в Калифорнию и Нью-Йорк.

Сокращение резервов. Индикатор незавершенных работ, который ведет Ассоциация строителей и подрядчиков (АВС), в сентябре упал до 7,5 месяцев, что на 1,5 месяца ниже, чем в аналогичный период прошлого года. Кроме того, члены Ассоциации ощутили снижение показателей продаж и рентабельности строительных работ. (Индикатор незавершенных работ (The Construction Backlog Indicator) — это один из экономических показателей в США. Он отражает тот объем работ, который будет выполнен коммерческими и промышленными подрядчиками в ближайшие месяцы. Незавершенные работы — это работы, которые строительные компании должны выполнить в будущем согласно условиям заключенных контрактов. Чем больше их величина, тем более устойчиво себя чувствуют подрядчики, т. к. они обеспечены объемами работ и менее подвержены краткосрочным неблагоприятным экономическим факторам. И наоборот, чем меньше величина невыполненной работы, тем более неблагоприятно экономическое положение подрядчика. Очень низкий показатель незавершенных работ означает, что после завершения контрактов подрядчику нужно срочно искать источники будущих доходов, чтобы обеспечить экономическую стабильность компании. — прим. «РСГ».)

Для подрядчиков, которые желают увеличить портфель заказов, предстоящие месяцы не выглядят удачными, говорит в прологе к своему исследованию главный экономист Ассоциации Анирбан БАСУ. «Исследования показывают, что мы находимся в начале глобального снижения расходов на строительство нежилых зданий, — сказал он. — За редкими исключениями снижение индикатора незавершенных работ стало ускоряться на всех рынках и во всех регионах».

Падение стоимости строительства. Различные факторы, связанные с пандемией, впервые за последнее десятилетие привели к небольшому снижению затрат на строительство. Из-за этого подрядчики могут ощутить сокращение прибыли.

Индекс затрат на строительство зданий, подготовленный компанией Turner Construction, который измеряет затраты на рынке строительства нежилых зданий в США, упал до значения 1171 в третьем квартале 2020 г., или на 1,5 % с начала года. Более того, в этом году Индекс впервые снизился с 2010 года.

«Во многих областях резко возросла конкуренция среди субсубподрядчиков, поскольку они хотят нарастить портфель заказов из-за неуверенности в будущих возможностях», — отметил в заявлении для прессы ответственный за составление Индекса вице-президент компании Turner Аттилио РИВЕТТИ.

Снижение объемов. По словам экономистов, спад в различных секторах коммерческого строительства продолжится даже после того, как остальная часть экономики начнет восстанавливаться после COVID-19. Например, эксперты прогнозируют, что люди предпочтут работать дистанционно, а не в офисе, поэтому строительство офисных зданий остается «серой зоной» с точки зрения будущего роста.

Главный экономист ассоциации генеральных подрядчиков Кен СИМОНС считает, что после COVID-19 из-за изменений в образе жизни людей строительство новых медицинских учреждений также может значительно сократиться. «Весной больницы резко уменьшили число плановых операций и другие неэкстренные процедуры, и неизвестно, вернутся ли они к прежним объемам», — вопрошает Симонс. — «Или мы увидим формирование альтернативной системы организации здравоохранения за счет расширения сети пунктов неотложной помощи (это что-то вроде наших поликлиник. В США в пункты неотложной помощи обращаются с травмами и другими расстройствами здоровья, которые не настолько серьезны, чтобы вызывать скорую или ехать в больницу. — прим. «РСГ»), или хирургические центры?».

Он также задается вопросом, не снизятся ли объемы строительства домов престарелых, потому что люди стали все чаще сомневаться, стоит ли переезжать туда самим в пожилом возрасте или помещать родственников. (Во многих странах наиболее тяжелая ситуация с заболеваемостью COVID-19 была как раз в домах престарелых. Там же наблюдалась аномально высокая смертность среди заболевших. — прим. «РСГ».)

По словам Симонса, перспективы сфер туризма и гостеприимства, а также спортивных и культурно-массовых мероприятий тоже выглядят довольно мрачно. В первую очередь потому, что источники доходов — налоги с оборота, доход от конвенций и дорожные сборы, существенно сократились, и нет причин ожидать, что они вернутся на прежний уровень, особенно если начнется третья волна пандемии.

Повышение цен. В этом году мы могли наблюдать колебания цен на строительные материалы. Более того, в последнее время резко подскочили цены на пиломатериалы. По данным ABC, цены на большую часть стройматериалов уверенно растут с мая. Анализ, проведенный в сентябре экспертами Ассоциации, показал, что из 11 подкатегорий стройматериалов в восьми наблюдается ежемесячный рост цен. По словам Анирбана Басу, удержать его сможет только растущий спрос на продукцию по мере восстановления объемов строительства во всем мире. «Несмотря на затянувшуюся пандемию, мировая экономика восстанавливается, поэтому увеличивается спрос на ключевые товары», — пояснил он. — Однако быстрое распространение вируса, особенно в Европе и некоторых частях Северной Америки, повышает вероятность дефицита стройматериалов в зимние месяцы».

Некоторые подрядчики предпринимают активные шаги по расширению сети своих поставщиков, а также проводят хеджирование некоторых материалов для защиты от резких скачков цен, пояснил руководитель строительного направления в бухгалтерской фирме Marcum Джо НАТАРЕЛЛИ.

Проблемы с цепью поставок. «Мировое производство возвращается к прежнему уровню, — считает Дэниэл Помфретт, — но сохраняются дисбалансы в цепях поставок и проблемы со способами доставки материалов и оборудования». По словам Джо Натарелли, его клиенты решают эти проблемы путем диверсификации закупок, чтобы не зависеть от конкретного поставщика определенного материала. «Времена, когда было достаточно одного поставщика материалов, прошли, — объяснил он. — Мы наблюдаем, как клиенты заключают контракты с тремя разными поставщиками в разных географических регионах, а некоторые даже с пятью продавцами в одной местности. До пандемии такого не было, компания имела максимум двух поставщиков на один материал.

Более того, пандемия стала причиной сокращения объемов как морских, так и авиаперевозок. Из-за падения объемов грузовой логистики доставка материалов даже из другого штата, не говоря уже об импорте, стала проблемой».

Снижение доходов государственных и местных органов власти. По мнению Анирбана Басу, это одна из главных проблем, с которой сейчас сталкиваются подрядчики. В отчете Института Брукингса содержится прогноз, что доходы государственных и местных органов власти в 2020 году снизятся на 155 млрд долларов, в 2021-м — на 167, в 2022 году — на 145 млрд долларов, то есть примерно на 5,5, 5,7 и 4,7 % соответственно. К тому же еще и без учета обсуждаемого снижения платы за здравоохранение и высшее образование.

Это означает, что у государственных учреждений, например, департаментов транспорта, станет меньше средств для финансирования инфраструктурных проектов — строительства дорог, мостов и транзитных комплексов. Многие местные органы власти будут вынуждены обращаться к федеральному правительству за финансовой помощью. Например, часть ожидаемых проектов, курируемых управлением городского транспорта Нью-Йорка, находится в подвешенном состоянии, поскольку власти не знают, получат ли они федеральное финансирование дополнительно к 3,8 млрд долларов правительственной помощи, направленной им в апреле согласно Закону о чрезвычайной помощи и экономической безопасности в связи с коронавирусом. Согласно оценкам отраслевых экспертов, даже если средства и выделят, управлению городского транспорта Нью-Йорка будет не хватать еще не менее 8,5 млрд долларов в 2020 и 2021 годах. «Финансовое положение Управления резко ухудшилось с начала эпидемии», — рассказал директор по развитию городского транспорта Янно ЛИБЕР, отметив при этом, что из-за кризиса учреждение теряет в доходах около 800 млн долларов в месяц.

Источник: smp.by

257 Shape 1 copy 6Created with Avocode.