Сегодня вступил в силу Кодекс об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности
С 23 июля вступил в силу первый в истории строительной отрасли Кодекс об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
С 23 июля вступил в силу первый в истории строительной отрасли Кодекс об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Как отметила начальник управления нормативно-правового обеспечения строительной отрасли Министерства архитектуры и строительства Зоя Шлег, Кодекс обобщил в себе практически все основополагающие документы, регламентирующие порядок строительства объектов на всех его стадиях, начиная от задумки и заканчивая его приемкой в эксплуатацию.
Основными новациями Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности являются повышение персональной ответственности всех участников строительного процесса и упрощение требований к архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
В частности:
1) изменены подходы к приемке объектов в эксплуатацию.
Нововведением является то, что приемка объекта в эксплуатацию теперь будет осуществляться на предмет соответствия возведенного объекта только проектной документации;
2) изменены подходы к работе с объектами-долгостроями;
3) выполнено перераспределение обязанностей.
Ряд полномочий передается от Президента Совету Министров, от Правительства — Министерству архитектуры и строительства, от министерства — местным органам власти. Облисполкомы наделяются дополнительными полномочиями, у них возникают новые нормотворческие компетенции, тем самым повышается их самостоятельность в принятии решений.
Так, предусмотрена передача облисполкомам полномочий по утверждению генеральных планов городов областного подчинения, за исключением областных центров и городов-спутников.
До сих пор указанные полномочия относились к компетенции Совета Министров;
4) упрощены требования по получению разрешительной документации на строительство.
Значительно расширен перечень случаев в строительстве, при которых разрешительная документация на строительство не требуется. Это работы по модернизации, технической модернизации и ремонту объектов; снос физическими лицами нежилых капитальных построек на предоставленных земельных участках; строительство, осуществляемое в целях ликвидации либо предупреждения аварийных и чрезвычайных ситуаций; возведение садовых домиков, хозяйственных строений и др.;
5) в целях упрощения требований в строительстве предусмотрена возможность разработки и утверждения предпроектной (предынвестиционной) документации в сокращенном объеме (в форме задания на разработку проектной документации);
6) предусмотрены случаи, когда не является обязательной разработка предпроектной (предынвестиционной) документации;
7) определен упрощенный порядок возведения и реконструкции одноквартирных жилых домов и нежилых капитальных построек пятого класса сложности (ст. 82 Кодекса). При использовании этого порядка не являются обязательными получение разрешительной документации на строительство (разрешения на реконструкцию), разработка проектной документации и согласование ее с местным исполнительным и распорядительным органом, а также последующая приемка в эксплуатацию объектов;
8) существенно упрощены требования при выполнении работ по текущему ремонту (ст. 83).
Для проведения текущего ремонта не требуется наличие предпроектной (предынвестиционной) документации, проектной документации; разрешительной документации на строительство; аттестатов соответствия, квалификационных аттестатов; свидетельства о технической компетентности системы производственного контроля; декларации безопасности на строительные работы;
9) более детально определен порядок приостановления строительства и консервации (ст. 100).
Приостановление строительства зависит от сроков строительства и может осуществляться при наличии обоснованных причин при сроке строительства:
‒ до одного года — не более двух раз в течение срока строительства;
‒ от одного года до двух лет — не более трех раз в течение срока строительства;
‒ свыше двух лет — не более четырех раз в течение срока строительства.
Приостановление строительства по жилым домам может осуществляться не более трех раз в течение срока строительства при наличии обоснованных причин.
Срок приостановления строительства не должен суммарно превышать трех месяцев;
10) цифровизация процессов: определено функционирование государственной информационной системы «Госстройпортал».
Уникальным является то, что Кодекс закрепляет нормы, базово регулирующие взаимодействие участников строительства в информационном пространстве, которое создано и совершенствуется благодаря ГИС «Госстройпортал».
Ни в одной отрасли не существует подобной всеобъемлющей информационной системы, поэтому только в строительной отрасли возможно закрепить правовое регулирование отношений по формированию и совершенствованию единой информационной среды для упрощения взаимодействия ее субъектов.
Создание ГИС «Госстройпортал» сегодня очень значимо, поскольку цифровизация — это один из основных трендов на сегодняшний день. Сформированный банк данных в области архитектурной и строительной деятельности позволит оптимизировать и упростить процедуры, а также даст возможность специалистам использовать его в своей работе.