Виктор Петруша рассказал участникам конференции о том, как идет оптимизация требований и положений законодательства, регулирующих оценку градостроительной и проектной документации. В процессе актуализации действующей нормативно-правовой базы и приведения ее в соответствие с Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет № 7) — основным документом, регулирующим правовые отношения во всех сферах национальной экономики, были внесены изменения в законы Республики Беларусь, напрямую связанные с экспертной деятельностью в строительстве. По словам докладчика, с июля 2019 г. действуют поправки к законам «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
«В этих актах предусмотрена серьезная оптимизация разрешительных процедур, в том числе значительное уменьшение перечня проектов, подлежащих экологической и санитарно-гигиенической экспертизам. В полном объеме эта норма начала работать в 2020 году», — сообщил Виктор Петруша. При этом основные полномочия по оценке проектной документации в части безопасности объектов капитального строительства перенесены на строительную экспертизу. «Таким образом, теперь большая часть проектов проходит одну строительную экспертизу вместо трех», — отметил спикер.
Одним из давно ожидаемых законодательных актов для отрасли стал Кодекс Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (далее — Кодекс), проект которого разработан Правительством в рамках реализации Декрета № 7. Проект Кодекса, направленный на совершенствование строительной отрасли республики, объединяет концептуальные положения в сфере строительства.
«Впервые в законодательный акт такого уровня нам удалось включить основополагающие положения, которые устанавливают подходы, обеспечивающие независимость органов госстройэкспертизы и экспертов по осуществлению своих полномочий, а также невмешательство в их деятельность», — заявил Виктор Петруша. При этом он особо подчеркнул, что в соответствии с нормами Кодекса государственным органам, политическим партиям, другим общественным объединениям, организациям или их представителям, а также лицам, делегирующим интересы заказчиков, застройщиков, инвесторов и других граждан, запрещено пытаться влиять на экспертов или создавать препятствия для его работы. «Только эксперт, защищенный законом, может быть действительно независимым, то есть руководствоваться требованиями законодательства, при этом спокойно и добросовестно выполнять свои обязанности. Введение этой нормы мы считаем чрезвычайно важным достижением», — убежден Виктор Петруша.
Руководитель Главгосстройэкспертизы республики рассказал участникам конференции и о других важных изменениях законодательства страны, направленных на модернизацию строительной отрасли и снижение административных барьеров. Так, в 2020 году Правительством был принят план мероприятий по совершенствованию инвестиционного климата в Республике Беларусь на среднесрочную перспективу.
«Республика ориентируется на создание благоприятных, раскрепощенных условий для ведения экономической деятельности субъектами хозяйствования. Следовательно, этой же задаче подчинена и деятельность органов государственной строительной экспертизы», — обратил внимание участников конференции Виктор Петруша. Новые документы разрабатываются и утверждаются в целях создания в стране прогрессивной системы технического нормирования, основанной на параметрическом методе, переходу к более гибким и универсальным нормам проектирования, позволяющим применять в строительстве современные технологии и материалы. Спикер напомнил, что для реализации этих задач Указом Президента Республики Беларусь введены два новых вида технических нормативных правовых актов — строительные нормы (СН), то есть обязательные требования в области безопасности зданий и сооружений, и строительные правила (СП), то есть способы достижения строительных норм, применять которые будут на добровольной основе.
Минстройархитектуры Беларуси уже утвердил и ввел в действие 33 СН, и эта работа продолжается. Но пока рано делать какие-либо выводы относительно их работоспособности, считает докладчик. «Надеюсь, что к нашей встрече на Международной конференции в следующем году уже будет наработана практика применения новых норм, и мы сможем поделиться результатами проделанной работы», — сказал Виктор Петруша.
Вместе с тем он отметил и ряд сложных мест в действующей системе регулирования строительства. В частности, сегодня в Беларуси установлены жесткие требования к соответствию размещения объектов градостроительной документации. «С нашей точки зрения, эти требования избыточны», — отметил спикер. В целом, не отрицая необходимость как тщательной разработки градостроительной документации, так и ее экспертизы, Виктор Петруша выразил мнение, что сегодня законодательство в области градостроительства построено таким образом, что реализуемые в республике проекты отстают от реальных перемен, происходящих в экономической и социальной жизни населенных пунктов. Эти перемены, в свою очередь, требуют оперативных изменений в части планирования застройки территорий и правил размещения объектов строительства, в том числе для исключения хаоса при застройке. «Полагаем, что такая проблема характерна не только для нас. Поэтому было бы важно сообща выработать единые механизмы для решения такого рода задач в наших странах», — подчеркнул спикер.
Согласно данным в 2019 году силами 700 работников экспертизы рассмотрено более 15 тыс. проектов, основная доля представлена в электронном виде. Снижение сметной стоимости строительства по результатам экспертизы составило почти 10 %. «Таким образом, оценивая экономическую эффективность нашей работы в пересчете на одного работника, можно сказать, что благодаря экспертизе предотвращено необоснованное вовлечение в оборот порядка 1,24 млн долл. США, или почти 100 рублей на каждый рубль заработной платы», — подытожил Виктор Петруша свое выступление на IV Международной конференции «Развитие института строительной экспертизы».
О значительных сдвигах в сфере строительства в Беларуси рассказал на конференции и директор Республиканского научно-технического центра по ценообразованию в строительстве (далее — РНТЦ по ценообразованию в строительстве) Геннадий ПУРС. Свое выступление он посвятил ресурсному методу ценообразования в строительстве, который начали применять в Республике Беларусь почти девять лет назад. Как известно, ресурсный метод, в отличие от базисно-индексного, принятого в экономике Советского Союза, позволяет не только стабилизировать, но и снизить цены на продукцию строительной отрасли. Внедрение системы ценообразования в проектном деле на основе ресурсного метода позволяет создать стабильную и независимую от инфляционных процессов градостроительную систему. «Если говорить об уровне внедрения ресурсного метода в Республике Беларусь, то сегодня его используют на 87 % объектах строительства, в то время как старый, базисно-индексный метод — только на 13 %», — отметил спикер.
Директор РНТЦ по ценообразованию в строительстве обратил внимание участников и на то, как устроен масштабный интернет-ресурс — Республиканская база текущих цен на ресурсы в строительстве, а также о заполняемости Республиканского фонда проектной документации (далее — Фонд). Сегодня в него внесено 97 типовых проектов, 207 проектов, рекомендованных для повторного применения, 477 пакетов документации на типовые строительные конструкции, изделия и узлы. Что касается индивидуально разработанной проектной документации на строительство различных объектов, то в Фонде на текущий момент находится 53 таких проекта. Спикер сообщил, что информация, размещенная в Фонде, весьма востребована и доступна всем желающим.
«Пока что проектировщики не могут на 100 % получать цены из базы текущих цен. Для того чтобы она заработала, от «промышленников» требуется, чтобы они заполнили ее хотя бы на 95 %. Чтобы простимулировать их сделать это, мы разработали необходимые нормативные акты», — резюмировал Геннадий Пурс.
Источник: smp.by