МАРТ разъяснил применение постановления № 669

154 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В связи с изданием Директивы Президента Республики Беларусь от 06.10.2022 № 10 «О недопустимости роста цен» (далее – Директива № 10) и принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 06.10.2022 № 669 «О временных мерах по стабилизации ситуации на потребительском рынке» (далее – постановление № 669), которое вступило в силу с 6 октября 2022 г., Министерство антимонопольного регулирования и торговли в пределах компетенции разъясняет: 

1. Юридическим лицам всех форм собственности и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство (ввоз) и (или) реализацию товаров на внутренний рынок (т.е. производители, импортеры, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие оптовую и (или) розничную торговлю) или оказывающим любые виды услуг (далее – субъекты предпринимательской деятельности), не допускается повышение цен (тарифов) выше уровня цен (тарифов), применяемых на 5 октября 2022 г., а в случае отсутствия товаров на эту дату – на предыдущую дату их реализации (независимо от временного периода).

2. Любое повышение цен (тарифов) (например, в связи с ростом контрактной цены, цены производителя, импортера (оптового поставщика), расходов (затрат), курсовых колебаний и другое) не допускается. Также не допускается повышение цен (тарифов) в связи с отменой (завершением) проводимых 5 октября 2022 г. акционных мероприятий, распродаж, скидок, в рамках разработанного порядка предоставления скидок (например, скидка за объемы, предоплату и т.д.), и прочее (далее – акции), независимо от установленных (не установленных) сроков проведения акций. Изменение производителями (импортерами) порядка предоставления скидок, которое может привести к росту цен (тарифов) выше действовавших по состоянию на 5 октября 2022 г., не допускается.

3. Не допускается повышение цены (тарифа), применяемой 5 октября 2022 г. субъектом предпринимательской деятельности в отношении каждого субъекта хозяйствования. Договоры, заключенные по состоянию на 5 октября 2022 г., должны быть приведены в соответствие с требованиями постановления № 669 в части установления цены (тарифа).

4. С учетом п. 4 постановления № 669 установление цен (тарифов) на товары (услуги), которые до 6 октября 2022 г. никогда ранее не производились (не ввозились, не реализовывались¹, не оказывались¹) в Республике Беларусь (далее – новые товары (услуги)), в том числе в рамках заключения договоров после 6 октября 2022 г. либо договоров, заключенных до 6 октября 2022 г., но не исполненных, а также повышение цен в случае экономической целесообразности допускается субъектами предпринимательской деятельности только по согласованию с:

  • республиканскими органами государственного управления, государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, в подчинении (составе, системе) которых субъект предпринимательской деятельности находится (входит) либо которым переданы в управление акции (доли в уставном фонде) хозяйственного общества, находящиеся в собственности Республики Беларусь;

  • облисполкомами и Минским горисполкомом по месту государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности.

В этой связи при необходимости согласования цен (тарифов) на новые товары (услуги), а также повышения действующих по состоянию на 5 октября 2022 г. цен (тарифов) в случае экономической целесообразности необходимо обращаться в соответствующие республиканские органы государственного управления, государственные организации, облисполкомы и Минский горисполкомом.

5. Порядок согласования цен (тарифов) на новые товары (услуги), а также повышения цен (тарифов) в случае экономической целесообразности определяется республиканскими органами государственного управления, государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, облисполкомами и Минским горисполкомом самостоятельно.

6. Согласно абз. 3 п. 2 Положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703, под разновидностью товара следует понимать совокупность товаров определенного вида, выделенных по ряду частных признаков (модель, размер, иные характеристики товаров при их наличии). В этой связи товары одного вида могут иметь различные варианты разновидностей, и все они будут являться разными товарами.

7. Дооценка юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную торговлю, остатков товаров не допускается как в целом по организации розничной торговли, так и при поступлении этого товара до 6 октября 2022 г. в один из торговых объектов юридического лица или индивидуального предпринимателя.

8. В соответствии с п. 11 ст. 23 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» новый нормативный правовой акт, в том числе временный, имеет большую юридическую силу по отношению к ранее принятому (изданному) по этому же вопросу нормативному правовому акту этого же нормотворческого органа (должностного лица).

В этой связи формирование цен (тарифов) на товары (услуги) осуществляется в строгом соответствии с требованиями Директивы № 10 и постановления № 669, в том числе регулируемые до 5 октября 2022 г. в соответствии с иными нормативными правовыми актами.

9. Действие постановления № 669 распространяется на отношения, связанные с реализацией товаров на биржевых торгах и в рамках государственных закупок, а также процедур закупок за счет собственных средств.

10. Действие постановления № 669 распространяется на продукцию общественного питания (кулинарная продукция, хлебобулочные, кондитерские изделия и напитки, производимые при осуществлении общественного питания).

11. Действие постановления № 669 не распространяется на юридические лица всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих реализацию товаров, оказание услуг при поставке по внешнеторговому договору.

12. После 6 октября 2022 г. цена (тариф) может снижаться, в том числе при проведении акций. После окончания (завершения) акции уровень цен (тарифов) не должен превышать действующего по состоянию на 5 октября 2022 г.


¹ Цены (тарифы) на товары (услуги) от новых контрагентов относятся к ценам (тарифам) на товары (услуги), которые ранее не реализовывались (не оказывались).


Источник: mart.gov.by

154 Shape 1 copy 6Created with Avocode.