КГК рассмотрены результаты контроля строительной отрасли
18 апреля 2023 г. прошло заседание коллегии Комитета госконтроля, на котором рассмотрены результаты контроля за строительством.
18 апреля 2023 г. прошло заседание коллегии Комитета госконтроля, на котором рассмотрены результаты контроля за строительством.
Особое внимание уделено вопросам ценообразования в строительстве.
Коллегией отмечено, что система ценообразования в строительстве нуждается в совершенствовании. Требуется актуализация нормативов, повышение контроля за ценами, применяемыми при определении сметной стоимости строительства объектов, финансируемых за счет бюджетных средств.
Нормативная база Минстройархитектуры на сегодня представлена частично устаревшими нормативами расхода ресурсов в натуральном выражении (далее – сметные нормативы). Сметные нормативы обновляются недостаточно оперативно.
Формирование цен на материалы, изделия и конструкции при составлении сметной документации не в полной мере обеспечивает их достоверность.При этом участники строительства объектов не мотивированы к обеспечению максимальной экономии государственных средств.
Так, услуги заказчиков финансируются по установленной процентной норме от стоимости СМР, финансовые результаты проектировщиков не зависят от экономической эффективности принятых проектных решений, а подрядчики напрямую заинтересованы в увеличении стоимости объектов, поскольку от этого зависит размер их выручки.
За счет исключения экономически невыгодных решений и ошибок в проектной документации, выявленных по результатам выборочных проверок Комитетом госконтроля, в 2021 г. резервы экономии по 355 объектам строительства составили 115 млн руб., в 2022 г. по 342 объектам – 80 млн руб.
Необъективность и недостаточный контроль формирования сметных и, как следствие, неизменных договорных (контрактных) цен подрядных работ по объектам зачастую приводит к необоснованной «экономии» подрядчиков, которая при неизменной (контрактной) цене может оставаться в их распоряжении.
Коллегией также рассмотрена ситуация в жилищном строительстве. Отмечена тенденция к снижению количества возведения многоквартирных жилых домов с превышением нормативных сроков. Так, на 01.01.2022 в республике числилось 30 объектов сверхнормативного строительства, на 01.01.2023 – 17, на 31.03.2023 – 12 объектов.
Однако застройщики уклоняются от отнесения жилых объектов к категории сверхнормативных путем неоднократного оформления приостановок строительных работ. Ими приостанавливалось строительство каждого второго из возводимых на 01.02.2023 жилых домов (207 из 400).
По 30 домам суммарные периоды многократных приостановок превысили нормативные сроки их строительства.
Основные причины приостановок – неритмичность финансирования, отставание от графиков производства работ.
Неединичными являются случаи ввода в эксплуатацию объектов жилья без завершения строительством встроенных (пристроенных) нежилых помещений, автомобильных паркингов и инженерных сетей. На 01.02.2023 имелось 23 таких объекта.
По результатам рассмотрения результатов контроля Комитетом госконтроля предложено Совету Министров принять меры, в том числе по обеспечению актуальности и достоверности нормативов и текущих цен на строительные материалы и изделия, применяемых для определения сметной стоимости строительства, повышению уровня ее контроля; совершенствованию порядка корректировки контрактной цены подрядных работ; созданию экономических стимулов по достижению максимальной экономии государственных средств по итогам строительства объекта и другие меры, направленные на эффективное использование государственных средств.
Источник: kgk.gov.by