После заключения договора строительного подряда его исполнение, изменение и расторжение осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь и Правилами заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 25 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон).
Согласно ч. 1 п. 1 ст. 25 Закона не допускается изменение условий договора при его исполнении в части предмета государственной закупки и требований к предмету государственной закупки, его объема (количества), порядка оплаты, сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цены договора, ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, за исключением случаев, установленных ч. 2 п. 1 ст. 25 Закона, а также Советом Министров Республики Беларусь.
Случаи возможного изменения вышеуказанных условий договора установлены подп. 1.8 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “О государственных закупках товаров (работ, услуг)”» (далее – постановление № 395).
Случаи, предусмотренные Советом Министров Республики Беларусь в иных постановлениях, также могут служить основанием для изменения условий договора в части, не противоречащей законодательству о государственных закупках.
Например, абз. 2 ч. 2 п. 10 Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553, предусмотрено, что неизменная цена на строительство корректируется при изменении проектной, в том числе сметной документации, за исключением ее изменения по причине возникновения дополнительных работ.
Применение данной нормы по отношению к договорам строительного подряда, заключенным по результатам процедур государственных закупок, возможно, если в процессе исполнения договора возникла потребность увеличения объема (количества) товаров (работ, услуг) не более чем на 15 % по отношению к предусмотренному договором при его заключении объему (количеству) соответствующих товаров (работ, услуг) либо уменьшения объема (количества) товаров (работ, услуг) в случае утраты потребности в приобретении предусмотренного договором при его заключении объема (количества) соответствующих товаров (работ, услуг).
В случае, если при исполнении договора его условия изменяются таким образом, что это не предусмотрено нормами, изложенными в подп. 1.8 п. 1 постановления № 395, договор строительного подряда, заключенный по результатам государственной закупки, может быть расторгнут по соглашению сторон. В связи с этим у заказчика возникает необходимость в проведении процедуры государственной закупки на тот объем услуг, который фактически остался для их оказания с учетом условий, которые изменились, и было невозможно, не нарушая законодательство о государственных закупках, подписать дополнительное соглашение к договору.
В отношении приобретения дополнительных работ на объект строительства отметим, что абз. 9 подп. 1.8 п. 1 постановления № 395 установлена норма, согласно которой изменение предмета государственной закупки и требований к предмету государственной закупки, его объема (количества), сроков исполнения обязательств подрядчиком (исполнителем) допускается в случае возникновения потребности в приобретении дополнительных работ, не предусмотренных проектной документацией, разработанной по стадии «Строительный проект», необходимость выполнения которых возникла в процессе строительства и подтверждена двусторонним актом, подписанным заказчиком и разработчиком проектной документации.
Двусторонний акт, подписанный заказчиком и разработчиком проектной документации, о необходимости выполнения дополнительных работ, не предусмотренных проектной документацией на стадии «Строительный проект», будет являться основанием для подписания дополнительного соглашения к договору строительного подряда, заключенного по результатам государственных закупок. Проведение повторной процедуры государственных закупок по выбору подрядной организации на выполнение таких дополнительных работ не требуется.
Стоимость дополнительных работ определяется в соответствии с Положением о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553.
Справочно.
Соглашение об изменении или расторжении договора совершается в той же форме, что и договор.
Источник: mas.gov.by