Вы на портале

Госстройнадзор о ситуации на объектах и типичных нарушениях

В столице Беларуси одновременно возводится множество объектов. Каждый из них должен соответствовать проектной документации и техническим нормативным документам. «РСГ» вместе с инспекцией Госстройнадзора по г. Минску изучила реальную ситуацию на стройках столицы.

1321 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

 На одного инспектора — 30 объектов

Уже несколько лет работа Госстройнадзора носит профилактический характер. Инспекторы проводят мониторинги объектов строительства и проверяют, насколько те соответствуют требованиям разрешительной и проектной документации.

— Сотрудники инспекции руководствуются теми документами, которые уже разработаны и утверждены (прошли согласование, получили заключение) другими органами, — отмечает заместитель начальника инспекции Департамента контроля и надзора за строительством по г. Минску Александр ПАРЕЧИН. — Однако зачастую и участники строительства, и простые граждане обращаются в органы Госстройнадзора с жалобами на некачественно разработанный проект или незаконно, по их мнению, выданную разрешительную документацию. Тем не менее мы не имеем права оценивать решения, принятые другими государственными органами. Наша задача на основании имеющихся документов подтвердить соответствие объекта тому, что в них содержится.

Эта цель на первый взгляд несложная, если не вдумываться в цифры. Например, сегодня на одного государственного строительного инспектора в среднем приходится порядка 30 объектов строительства. По словам специалиста, на оформление всех необходимых документов, регламентированных законодательством, уходит не менее трех рабочих дней. Получается, что в месяц инспектор в состоянии посетить не более восьми-десяти объектов. Остальные просто ждут своей очереди. А ведь еще необходимо проверить, как устранены дефекты по ранее проведенным посещениям, а это тоже как минимум по одному посещению на каждый объект.

— Несмотря на такой жесткий график работы, наши сотрудники понимают, что каждый визит на объект должен быть максимально продуктивным, ведь в следующий раз его посетить получится только через несколько месяцев, когда часть работ уже будет скрыта последующими, — продолжает Александр Викторович. — Поэтому перед инспектором стоит задача заглянуть в каждый угол, проверить каждый подписанный участниками строительства документ, входящий в технологическую документацию, исключить случаи, когда нарушаются обязательные требования проектной документации или технических нормативных правовых актов.

Больше посещений — больше дефектов

В такой ситуации государственному строительному инспектору в отличие от других специалистов приходится быть профессионалом во всех вопросах: общестроительных работах, отделке, электрике, сантехнике. В общем, во всем, что входит в состав объекта. Конечно, это отражается на количестве выявляемых дефектов.

Статистика наглядно демонстрирует прямую зависимость количества выявленных нарушений от числа посещений объектов. Если за пять месяцев 2019 года инспекцией проведено 712 посещений объектов строительства и выявлено 7885 дефектов и нарушений, проверено более 200 различных видов работ, выдано более 520 предписаний и рекомендаций об устранении нарушений, то за январь-май 2020 года эти цифры куда больше. Инспекторы посетили объекты 1312 раз и выявили уже 19 084 дефектов и нарушений, проверили более 250 различных видов работ, выдали более 775 предписаний и рекомендаций об устранении нарушений.

Наиболее частые дефекты выявляются при производстве монолитных и железобетонных работ, кладки из мелкоштучных материалов. Не вовремя подписываются акты на скрытые работы. Много нареканий и на организацию строительных площадок — складирование материалов, организация постов мойки колес, ограждение опасных зон. Основная причина нарушений — несоблюдение технологии и отсутствие контроля со стороны линейных ИТР, технадзора и других должностных лиц.

— К большому сожалению, участники строительства, несмотря на постоянный контроль собственной службы качества, технического и авторского надзоров, все равно умудряются допускать нарушения. Многие из них довольно значительные и в перспективе могут привести к серьезным последствиям. Например, к ослаблению несущей способности конструкций, нарушению теплопроводности, протечкам кровли, непроектной работе инженерных коммуникаций и т. п. Тем не менее большую часть нежелательных последствий удается предотвратить на этапе строительства объекта.

Учитывая необходимость максимального охвата всех объектов строительства, исключения ситуации длительно не посещаемых строек, повышения эффективности надзорных мероприятий, в ходе которых инспектор должен проверить возможно большее количество выполненных работ, руководством инспекции проводится целенаправленная работа по повышению эффективности осуществления государственного строительного надзора. Анализируется список посещаемых объектов, введен показатель посещаемости.

Технический и авторский надзор не дорабатывают

Александр Паречин отмечает, что большинство выявляемых дефектов своевременно устраняются участниками строительства. Этому способствовало и принятие Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности». Согласно этим документам контролирующие (надзорные) органы вначале излагают свои требования в виде предписаний (рекомендаций) и дают срок устранения. В случае своевременного устранения штрафные санкции не применяются.

— Хотелось бы отметить, что при должной организации служб технического и авторского надзоров подавляющее число дефектов можно было вообще не допускать, особенно с учетом того, что данные службы в отличие от нашей вправе посещать объекты без ограничений. Однако в адрес этих служб со стороны органов государственного строительного надзора всегда есть серьезные нарекания. К сожалению, эффективность их работы в большинстве случаев низкая, выполнение функций формальное, а реальный контроль за объектом перекладывается на органы Госстройнадзора. Но мы не в состоянии заменить собой технический и авторский надзор и единолично обеспечить постоянный контроль всех этапов и видов работ.

К слову, должностные лица регулярно привлекаются к ответственности. Если за пять месяцев 2019 года за неудовлетворительное исполнение обязанностей представители технического и авторского надзора привлекались к административной ответственности 51 раз, то за тот же период текущего года уже 75 раз.


Реальные примеры

Но есть и положительные моменты. Инспекция Департамента контроля и надзора за строительством по г. Минску 29 мая 2020 г. выдала заключение по объекту «Детские ясли-сад на пересечении пр. Независимости и ул. Калиновского», заказчиком строительства по которому выступало КУП «Управление капитального строительства Мингорисполкома», подрядчиком — ОАО «Стройтрест № 7». Проектная продолжительность строительства объекта — 12 месяцев. Это как раз тот случай, когда срок строительства был соблюден: в мае 2019 г. объект начали возводить и уже в мае 2020 г. года завершили. В инспекции отметили, что этот объект строился на высоком профессиональном уровне в соответствии с требованиями проектной документации и технических нормативных правовых актов. За время надзора инспекция не выявила серьезных замечаний, которые могли бы повлиять на его надежность и безопасность. Текущие нарушения устранялись всегда своевременно и в полном объеме, так что к моменту подписания заключения нерешенных проблем не осталось.

Среди отрицательных примеров сразу вспоминается ООО «Жилстройкомплект», которое в конце 2017 — начале 2018 гг. начало возведение жилых домов с гараж-стоянками в границах пр. Дзержинского — ул. Щорса.

— В предусмотренные проектной документацией сроки строительство объектов не завершилось, заказчик был вынужден их продлевать. По одному из них строительство вообще было приостановлено, — рассказывает Александр Паречин. — В ходе строительства было выявлено 154 дефекта. Заказчик и подрядчик, несмотря на выдаваемые предписания и рекомендации, не спешили их своевременно устранять, в связи с чем привлекались к административной ответственности. Хотелось бы отметить, что служба качества организации-подрядчика ООО «Генеральный подрядчик» находится в стороне, не обеспечивая должный уровень контроля за выполняемыми работами. Однако это, скорее, исключение из общего правила, и большинство строителей заинтересовано в качестве своей продукции, что позволит полноценно конкурировать на рынке строительных услуг и создаст положительный имидж организации.

Источник: smp.by

1321 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме