Закупки за счет собственных средств: новые правила

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2022 № 337

28 мая 2022 г. на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь было опубликовано постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2022 № 337 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. № 229» (далее — постановление № 337). 

Это тридцать девятое изменение в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее — постановление № 229). 

Внесенные корректировки носят существенный, а в отдельных случаях, можно сказать, революционный характер. Рассмотрим наиболее важные из них.


Майборода Владимир
Майборода Владимир

Юрист с 24-летним стажем работы

1399 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Справочно.
Постановление № 337 вступило в силу с 29 мая 2022 г.
С текстом постановления № 337 можно ознакомиться по ссылке.

Деление предмета закупки и несколько победителей процедуры

Возможность деления предмета закупки на части была предусмотрена и ранее, но только в форме лотов. По сути процедура по каждому лоту является самостоятельной. Объединяют разные лоты между собой только время, место и общие правила проведения закупки. 

После вступления в силу изменений, внесенных постановлением № 337, появился новый способ дробления предмета закупки — без разделения на лоты.

Данное нововведение оформлено несколькими нормами. Вначале рассмотрим основные, составляющие, по нашему мнению, «костяк» внесенных изменений.

Так, согласно внесенным дополнениям в подп. 2.8 п. 2 постановления № 229 документацией о закупке может быть предусмотрено право участников процедуры закупки подать предложение на часть объема (количества) предмета процедуры закупки либо его части (лота) (кроме случаев проведения электронного аукциона).

В силу ч. 3 подп. 2.9 п. 2 постановления № 229 (в редакции постановления № 337), если это предусмотрено документацией о закупке (за исключением случаев проведения электронного аукциона), допускается выбор участника-победителя по части объема (количества) предмета процедуры закупки либо его части (лота) и заключение договоров на закупку с несколькими участниками-победителями, в том числе если предмет процедуры закупки разделен на части (лоты) — с несколькими участниками-победителями по одной части (лоту). 

Рассмотрим применение указанных норм на примере.

Пример. 

Заказчик проводит закупку по процедуре открытого конкурса 10 000 шт. товара. Срок поставки — 1 месяц с момента подписания договора с доставкой товара на склад покупателя. Оплата — 7 календарных дней после поставки товара. В конкурсной документации предусмотрено право участников процедуры закупки подать предложение на часть объема (количества) предмета процедуры закупки, а также право заказчика выбрать несколько победителей процедуры закупки.

Поступили следующие предложения:

— предложение участника 1: поставка 3000 шт. товара; цена — 100 руб./ед.; срок поставки — 1 месяц; оплата в течение 7 дней после поставки;

— предложение участника 2: поставка 5000 шт. товара; цена — 120 руб./ед.; срок поставки — 1 месяц; оплата в течение 7 дней после поставки;

— предложение участника 3: поставка 2000 шт. товара; цена — 95 руб./ед.; срок поставки — 3 месяца; оплата в течение 7 дней после поставки;

— предложение участника 4: поставка 9000 шт. товара; цена — 80 руб./ед.; срок поставки — 2 месяца; 100%-ная предоплата.

В данной ситуации предложения участников 1 и 2 соответствуют условиям проведения процедуры закупки. Заказчик вправе объявить их победителями и заключить с ними договоры. 

Предложения участников 3 и 4 не соответствуют условиям процедуры закупки и должны быть отклонены. Так, законодатель допускает отклонение предложения участника от условий процедуры закупки только в части уменьшения предлагаемого объема товара, но не изменения других условий. 

Также и заказчик не вправе принимать предложения, не соответствующие условиям процедуры закупки, за исключением предложений меньшим объемом поставки.

В целом данные изменения позволят заказчикам более оперативно проводить закупки и избавят их от необходимости проводить повторные процедуры или процедуру закупки из одного источника.

Выбор одного из одного

Следующее новшество — возможность выбора победителя конкурентной процедуры в случае, если предложение подал только один участник.

Для этого постановлением № 337 предусмотрен следующий алгоритм действий заказчика.

1. В документацию о закупке необходимо включить положение о возможности признания победителем единственного участника конкурентной процедуры закупки, в том числе в отношении части (лота) предмета процедуры закупки (за исключением электронного аукциона), и заключения с ним договора на закупку, если его предложение соответствует требованиям документации о закупке (абз. 2 ч. 2 подп. 2.8 п. 2 постановления № 229).

2. Комиссия, создаваемая для проведения процедур закупок (далее — комиссия), может признать победителем единственного участника конкурентной процедуры закупки, в том числе в отношении части (лота) предмета процедуры закупки (за исключением электронного аукциона), если его предложение соответствует требованиям документации о закупке (ч. 2 подп. 2.9 п. 2 постановления № 229). 

3. В случае, если единственный участник конкурентной процедуры закупки, в том числе в отношении части (лота) предмета процедуры закупки, не является производителем или его сбытовой организацией (официальным торговым представителем), для признания его победителем необходимо обоснование невозможности закупки у производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей). Такое обоснование должно содержаться в протоколе комиссии.

С учетом рассмотренной ранее нормы ч. 3 подп. 2.9 п. 2 постановления № 229 (в редакции постановления № 337) если единственный участник подал предложение на часть объема (количества) предмета процедуры закупки либо его части (лота), то он также может быть признан победителем.

Конкурс, ГК и выбор победителем единственного участника

Последняя из рассмотренных норм, установленная постановлением № 337, в отдельном случае может входить в противоречие с Гражданским кодексом Республики Беларусь. 

Так, согласно п. 5 ст. 417 ГК аукцион и конкурс, для участия в которых не было подано ни одной заявки (заявления), либо заявка (заявление) подана только одним участником, либо явился только один участник, либо никто не явился, либо в иных случаях, установленных законодательными актами, признаются несостоявшимися.

Таким образом, ГК не разрешает выбирать победителем конкурса единственного участника, что входит в противоречие с рассмотренными выше нормами постановления № 229.

Согласно ч. 2 п. 1 ст. 70 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» в случае коллизии нормативных правовых актов субъекты правоотношений обязаны руководствоваться предписаниями нормативного правового акта большей юридической силы. В соответствии со ст. 23 данного Закона законы (в том числе кодексы) имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам Совета Министров Республики Беларусь. 

Обратим внимание, что постановление № 229 (в редакции постановления № 337) оперирует понятием «конкурентная процедура закупки». Такое понятие шире, чем «конкурс», и охватывает также, например, запрос ценовых предложений и конкурентный лист.

Таким образом, предполагая, что законодатель не желал создавать коллизию между нормами, считаем, что в случае проведения процедуры конкурса не могут применяться нормы постановления № 229 о выборе победителем процедуры единственного участника. 

Изменение сроков 

Постановлением № 337 изменены сроки для выполнения отдельных действий при проведении процедур закупок. Для наглядности изложим все сроки, в том числе и неизменившиеся, в виде таблицы.

Как видно из таблицы, значительно сокращены сроки для подготовки предложений участниками. Учитывая, что 10 рабочих дней могут составлять от 13 до 15 календарных дней, срок для подготовки предложений сократился примерно вдвое. При большом объеме запрашиваемой заказчиком у участников информации (сертификаты, подтверждения статуса, нотариально заверенные копии документов и т.д.) указанный срок может негативно сказаться на подготовке предложений.

Так же, как и ранее, неясен статус срока ожидания до заключения договора. Согласно ч. 8 подп. 2.9 п. 2 постановления № 229 если при осуществлении закупок решения и/или действия (бездействие) организации либо членов комиссии, создаваемой для проведения процедур закупок, нарушают права и законные интересы юридического лица или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, такое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться к организации для урегулирования спора либо обжаловать такие решения и/или действия (бездействие) в судебном порядке.

Приведенная норма никак не коррес­пондируется по срокам обжалования со сроком ожидания 3 дня до заключения договора. Фактически этот срок используется сторонами для выполнения внутренних и внешних процедур согласования.

Неразмещение информации о результатах закупки

Подпункт 2.10 п. 2 постановления № 229 дополнен ч. 2, согласно которой сведения об участнике и его предложении, указанные в абз. 3–5 ч. 1 подп. 2.10 п. 2, с учетом регламента информационной системы «Тендеры» не размещаются в открытом доступе по заявлению такого участника, содержащему обоснование для ограничения доступа к соответствующей информации.

Таким образом, при наличии заявления участника в информационной системе не размещается:

— наименование и местонахождение каждого участника с указанием цен их предложений, в том числе участников, предложения которых отклонены, с указанием причин отклонения (за исключением электронного аукциона);

— в случае проведения электронного аукциона — регистрационные номера участников, допущенных к торгам, и участников, предложения которых отклонены, с указанием причин отклонения, а также наименование и местонахождение участников, сделавших последнюю и предпоследнюю ставки, с указанием величин сделанных ими ставок;

— наименование и местонахождение поставщика (подрядчика, исполнителя).

По нашему мнению, право участника на запрет размещения информации должно корреспондироваться с обязанностью организатора процедуры соблюдать права участников и ответственностью за неисполнение их волеизъявления. Законодатель не предусмотрел норм, обеспечивающих указанные права и обязанности. Иными словами, если организатор процедуры проигнорирует заявление участника, то отсутствуют меры воздействия на него. Теоретически возможна подача иска о возмещении убытков, но возможность получения положительного решения по такому иску крайне сомнительна.

Участникам следует иметь в виду, что заявление о неразмещении информации целесообразно включать в состав предложения либо подавать такое заявление не позднее дня подведения итогов процедуры закупки.

Резюме
Принятие постановления № 337 существенным образом изменило правила проведения закупок за счет собственных средств и потребует от организаторов процедур закупок изменения алгоритмов действий, как внутри организации, так и во взаимодействии с участниками процедур.

1399 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме