Закупки в строительстве по новым старым правилам - jvs

Закупки в строительстве по новым старым правилам

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223

В целях дальнейшего развития конкуренции в строительстве, обеспечения снижения стоимости и повышения качества строительных работ, своевременности ввода объектов в эксплуатацию, эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых на строительство, 7 июня 2019 г. принят Указ Президента Республики Беларусь № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве». Основные положения Указа комментируются в настоящей статье.

Сущеня Сергей

Ведущий юрист REVERA

Антонов Александр

Адвокат МОКА, юридическая группа REVERA


1369 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Нормативное регулирование закупок

С 1 января 2017 г. по 1 января 2019 г. вопрос закупок при строительстве регулировался Указом Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее — Указ № 380).

В связи с истечением срока действия Указа № 380 в период с 1 января 2019 г. по 1 июля 2019 г. если приобретение товаров (работ, услуг) при строительстве производилось получателями бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, то необходимо было руководствоваться общими правилами законодательства о государственных закупках (Закон Республики Беларусь от 13.07.2016 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)») путем проведения:

— открытого конкурса;

— электронного аукциона;

— процедуры запроса ценовых предложений;

— биржевых торгов;

— процедуры закупки из одного источника.

Следует отметить, что с 26 февраля 2018 г. при осуществлении строительства за счет частного финансирования в силу норм Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» порядок проведения процедур закупок при строительстве не регламентирован (по сути, проведение закупок при частном финансировании не является обязательным).

С 1 июля 2019 г. процедуры закупок при строительстве с привлечением полностью либо частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома необходимо проводить в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее — Указ № 223).

Для целей Указа № 223 под строительством понимается деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству, технической модернизации, сносу объекта, включающая оказание услуг в строительстве, подготовку проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ.

Новый Указ № 223 по сути представляет собой «реинкарнацию» Указа № 380 с некоторыми доработками и уточнениями.

Расширен перечень случаев, когда проведение подрядных торгов, торгов либо биржевых торгов не является обязательным

В отличие от Указа № 380 Указ № 223 дополнительно закрепляет, что закупки товаров (работ, услуг) при строительстве осуществляются по выбору заказчика путем проведения подрядных торгов, торгов, переговоров либо биржевых торгов в случаях, когда заключаются договоры:

— на внесение изменений и дополнений в проектную документацию по заданию заказчика;

— выполнение подрядной организацией дополнительных работ, не учтенных в проектной, в том числе сметной, документации на строительство объекта, необходимость выполнения которых возникла в ходе исполнения договора строительного подряда, с последующим внесением изменений в проектную, в том числе сметную, документацию в порядке, установленном законодательством;

— аренду техники, необходимой для выполнения отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ.

Расширен перечень случаев, когда предоставляется право не проводить процедуры закупок товаров (работ, услуг) при строительстве

Так, субъектам хозяйствования при бюджетном финансировании предоставлено право без процедур закупок определять в том числе:

— организации при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений), ликвидации аварийных или чрезвычайных ситуаций (по согласованию с государственным органом (организацией), которому подчинен либо в состав (систему) которого входит заказчик, а в случае отсутствия такого государственного органа (организации) — по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами по месту нахождения заказчика) — заказчикам;

— генпроектировщика, генподрядчика, субподрядчиков, строительные и иные организации при заключении договоров о строительстве национального павильона на международных выставках «ЭКСПО» — заказчику по согласованию с организационным комитетом для подготовки и проведения национальной экспозиции на международной выставке «ЭКСПО» на конкурсной основе. Порядок проведения такого конкурса определяется заказчиком по согласованию с указанным организационным комитетом;

— поставщиков товаров, исполнителей работ, услуг при реализации проектов государственно-частного партнерства —  заказчикам — частным партнерам.

Расширен перечень лиц, которые не могут выступать участниками процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве

Участниками процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве не могут выступать:

— эксперт или экспертная организация в процедуре закупки, привлекавшиеся к ее организации либо проведению для консультаций и (или) получения заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений;

— юридическое лицо и (или) индивидуальный предприниматель, работники (работник) которых оказывали услуги по организации проводимой процедуры закупки;

— лица, указанные в абз. 2, 3, 5–8 п. 2 ст. 57 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»:

• организатор процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве;

• учредитель, участник, собственник имущества организатора;

• реорганизуемое юридическое лицо, за исключением юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо;

• субъект хозяйствования, находящийся в процедуре ликвидации, прекращения деятельности, признанный банкротом, за исключением нахождения в про-цедуре санации;

• лицо, включенное в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах закупок товаров (работ, услуг) при строительстве;

• лицо, включенное в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам товаров (работ, услуг) при строительстве.

Справочно:
Участниками процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве не могут выступать субъекты хозяйствования, находящиеся в процедуре ликвидации, прекращения деятельности, признанные банкротом. Вместе с тем данное ограничение не распространяется на субъектов, находящихся в процедуре санации.

Меры по реализации Указа № 223

Указом № 223 Правительство наделено правом устанавливать преференциальную поправку, применяемую при проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве, определять ее размер и условия применения в случае предложения участником таких процедур товаров (работ, услуг) собственного производства, а также товаров (работ, услуг), происходящих из Республики Беларусь и государств — членов Евразийского экономического союза. В этой связи неоднозначным становится вопрос о применении преференциальной поправки к товарам из иных стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

Минстройархитектуры поручено утвердить Положение о Межведомственной комиссии по проведению процедур закупок при строительстве и ее состав. Указанной комиссией будет осуществляться координация деятельности в области организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве. Таким образом, в отличие от Указа № 380 Межведомственная комиссия по проведению процедур закупок при строительстве создается Минстройархитектуры, а не Правительством.

Действие Указа № 223

Указ № 223 действует до 1 июля 2021 г., и до этого времени законодательство о государственных закупках товаров (работ, услуг) не применяется при проведении процедур закупок при строительстве.

Действие Указа № 223 не распространяется на закупки товаров (работ, услуг) при строительстве, если процедуры таких закупок начаты или договоры на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) заключены до 1 июля 2019 г.

Процедура закупки товаров (работ, услуг) при строительстве считается начатой со дня принятия решения заказчика о ее проведении. Проведение процедур таких закупок и исполнение договоров осуществляются в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 июля 2019 г.

1369 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме