Закупка услуг по разработке ППР в строительстве - jvs.by

Закупки услуг по разработке ППР

В строительстве нередки ситуации, когда организации (подрядчику) необходимо разработать проект производства работ (далее — ППР) для выполнения работ на объекте, но своих специалистов для разработки нет. В этой связи подрядчик привлекает для разработки ППР другую организацию. Однако возникает вопрос: как правильно выбрать и провести процедуру закупки услуг по разработке ППР?

Майборода Владимир

Юрист

1126 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В рассматриваемой ситуации выбор процедуры закупки будет зависеть от двух факторов:

1) является ли подрядчик организацией, основанной на государственной собственности;

2) какой порядок осуществления закупок за счет собственных средств действует у подрядчика.

Однако первоочередным является ответ на вопрос, является ли разработка проекта производства работ строительной деятельностью.

Разработка ППР как строительная деятельность

В общих определениях ответ на вопрос, является ли разработка ППР строительной деятельностью, отсутствует.

Так, согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» строительная деятельность (строительство) — это деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершенного строительством объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, в том числе оказание инженерных услуг в строительстве, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ.

В Перечне видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности, утвержденном постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10.05.2011 № 17, есть лишь общий раздел 34 «Работы по разработке документации».

На наш взгляд, ответ на заданный вопрос содержится в нормах, регулирующих источник оплаты таких работ. Для этого необходимо напомнить, что же такое ППР.

Определение и содержание ППР

Законодатель не дает определения термина «проект производства работ». Основным документом, регулирующим содержание ППР, является ТКП 45-1.03-161-2009 (02250) «Организация строительного производства» (далее — ТКП 161).

Для различных видов работ и стадий строительства ТКП 161 устанавливает различные требования к содержанию ППР. Так, например, согласно п. 11.3.2 ТКП 161 для отдельных видов работ (монтажных, санитарно-технических, отделочных и т. п.) ППР должен состоять:

— из календарного графика производства работ по видам работ, в котором выделяются этапы работ, поручаемых бригадам, и определяется их количественный и профессионально-квалификационный состав;

— строительного генерального плана;

— технологической карты и (или) технологической схемы производства работ, данных о потребности в основных материалах, конструкциях и изделиях, а также используемых машинах, приспособлениях и оснастке;

— краткой пояснительной записки с необходимыми обоснованиями.

Соответственно, ППР — это план работы конкретной организации на объекте.

В силу п. 11.4.1 ТКП 161 проект производства работ утверждается главным инженером (техническим директором) генподрядной или субподрядной строительной организации. Из данной нормы следует, что ППР — это внутренний локальный акт организации-подрядчика.

Источник средств для оплаты за разработку ППР

На основании п. 11.1 ТКП 161 по заказу подрядных организаций проекты производства работ могут быть разработаны проектными, проектно-технологическими и иными организациями. Согласно письму РУП «Республиканский научно-технический центр по ценообразованию в строительстве» от 29.08.2011 № 07-2053 проекты производства работ на строительство зданий и сооружений разрабатываются подрядными организациями. Средства на разработку ППР учтены нормами накладных расходов. Наименование статей затрат и их удельный вес в нормах накладных расходов приведены в структуре накладных расходов, опубликованной в Сборнике индексов изменения стоимости, книга 1 (Приложение) 2/2008. В случае привлечения проектных организаций к составлению проектов производства работ оплата их услуг осуществляется подрядной организацией за счет средств, учтенных нормами накладных расходов.

Таким образом, затраты организации-подрядчика на разработку ППР как собственными силами, так и в случае привлечения иного лица передаются ей заказчиком при оплате работ и входят в состав накладных расходов.

Накладные расходы в строительстве

Определение накладных расходов в строительстве дано в п. 4 Инструкции по определению сметной стоимости строительства и составлению сметной документации, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 03.12.2007 № 25. Накладные расходы — сумма средств для возмещения затрат строительных и монтажных организаций, связанных с созданием общих условий строительного производства, его организацией, управлением и обслуживанием, нормируемых в процентах от соответствующих затрат, принятых в качестве базы.

То есть накладные расходы — это расходы, связанные с деятельностью организации как субъекта хозяйствования. Например, если бухгалтерский учет в организации ведет привлеченная бухгалтерская организация, то оплата ее услуг также попадает в накладные расходы.

Отсюда можно сделать вывод, что цель закупки работ по разработке ППР — для собственных нужд, а не для строительства объекта.

Таким образом, в случае принятия подрядчиком решения о разработке ППР с привлечением сторонней организации закупка работ по разработке ППР производится в порядке, установленном для закупки товаров (работ, услуг) за счет собственных средств в данной организации.

В случае если организация-подрядчик относится к республиканским унитарным предприятиям, государственным объединениям, иным юридическим лицам, имущество которых находится в республиканской собственности, либо к хозяйственным обществам, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, то такая закупка производится в соответствии с правилами, установленными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств».

1126 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме