Закупки: какие возможности предоставлены холдингам?

Холдинг, как объединение юридических лиц, предоставляет некоторые дополнительные возможности в ведении хозяйственной деятельности, предусмотренные законодательством. 

Рассмотрим, какие дополнительные возможности предоставляются холдингам при проведении закупок. При этом ограничимся случаем, когда закупки проводятся для нужд организации (организаций) холдинга, а именно когда участник холдинга является организатором процедуры закупки.

Майборода Владимир
Майборода Владимир

Юрист с 24-летним стажем работы

171 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Нормативное регулирование закупок в холдинге

Основным документом, регулирующим вопросы деятельности холдингов, является Указ Президента Республики Беларусь от 07.10.2021 № 385 «О создании и деятельности холдингов» (далее — Указ № 385). 

Согласно подп. 5.4 п. 5 Указа № 385 управляющая компания холдинга или определенная ею дочерняя компания (определенная собственником дочерняя компания) в пределах одного холдинга вправе проводить закупки за счет собственных средств для нужд участников холдинга в соответствии с законодательством о закупках за счет собственных средств, с учетом установленных особенностей осуществления таких закупок.

Под законодательством о закупках за счет собственных средств понимается постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее — постановление № 229).

Таким образом, первой возможностью, предоставленной законодательством в области закупок для организаций, образующих холдинг, является организация централизованных закупок для нужд организаций холдинга с учетом установленных особенностей осуществления таких закупок.

Закупки с особенностями

Согласно подп. 2.13 п. 2 постановления № 229 управляющим компаниям холдингов с участием государства с учетом специфики осуществления деятельности предоставлено право определить в соответствии с требованиями постановления № 229 для дочерних компаний холдингов особенности осуществления закупок за счет собственных средств, которые размещают в открытом доступе в информационной системе «Тендеры».

Справочно.
Сайт www.icetrade.by является интернет-версией информационной системы «Тендеры», обеспечивающей проведение процедур закупок товаров (работ, услуг) на конкурентной основе.

Основная задача ресурса — обеспечение информационной открытости и прозрачности осуществляемых субъектами хозяйствования закупок.

Такие особенности могут предусматривать:

  • предоставление преимущества участникам процедуры закупки, предлагающим товары (работы, услуги), произведенные организациями общественных объединений инвалидов;
  • централизацию закупок товаров (работ, услуг). При этом организатор процедур централизованных закупок определяется на конкурентной основе, за исключением случая, когда организатором определяется одна из организаций, находящаяся в подчинении (входящая в состав, систему) государственного органа (государственной организации);
  • согласование с управляющей компанией холдинга решений об осуществлении закупок и (или) допуска к участию в процедурах закупок поставщиков, предлагающих импортные товары, и (или) иностранных подрядчиков (исполнителей) с учетом международных договоров Республики Беларусь, в соответствии с которыми товарам (работам, услугам) в Республике Беларусь предоставляется национальный режим, а также с учетом положений подп. 2.16 п. 2 постановления № 229;

Справочно.
К участию в процедуре закупки товаров, допуск к закупкам которых подлежит согласованию с Комиссией по вопросам промышленной политики (приложение 3 к постановлению № 229), стоимостью свыше 2000 БВ допускаются поставщики, предлагающие товары, происходящие из Республики Беларусь, а также государств, товарам из которых предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь (подп. 2.16 п. 2 постановления № 229).

  • применение преференциальной поправки в размере 15 % к цене предложения участников, предлагающих товары (работы, услуги) происхождения Республики Беларусь и (или) товары (работы, услуги), которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

Частью 2 подп. 2.13 п. 2 постановления № 229 запрещено устанавливать особенности закупок, не предусмотренные законодательством.

Изменения в постановление № 229, предоставившие право управляющим компаниям холдинга устанавливать особенности закупок, были внесены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2022 № 337 (далее — постановление № 337) и вступили в силу с 28.05.2022. К настоящему моменту в информационной системе «Тендеры» не опубликованы особенности закупок в каком-либо из холдингов. В связи с этим сделать заключение о востребованности на практике норм подп. 2.13 п. 2 постановления № 229 для холдингов не представляется возможным.

Таким образом, исходя из норм подп. 5.4 п. 5 Указа № 385 и подп. 2.13 п. 2 постановления № 229 можно отметить, что управляющая компания холдинга может проводить централизованные закупки для нужд организаций, входящих в холдинг, либо своим решением передать эту функцию одной из дочерних компаний, входящих в холдинг. При этом особенности закупок, перечисленных в подп. 2.13 п. 2 постановления № 229, применяются по усмотрению управляющей компании.

Закупки без применения норм постановления № 229

Вторая возможность организовать закупки в холдинге в соответствии с условиями хозяйственной деятельности заключается в следующем.

Постановлением № 337 приложение 1 к постановлению № 229 «Перечень товаров (работ, услуг), на закупки которых за счет собственных средств не распространяется действие постановления Совета Министров Республики Беларусь» дополнено п. 64. Из его содержания следует, что закупки до 1 января 2024 г. оборудования, инструментов, сырья, материалов и комплектующих по перечню, согласованному управляющей компанией холдинга для организации, являющейся дочерней компанией холдинга, для собственного производства товаров (работ, услуг) такой организации проводятся без применения норм постановления № 229.

Методические указания по применению указанной нормы были даны Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее — МАРТ) в письме от 04.08.2022 № 14-01-10/2606 К «О закупках за счет собственных средств без учета постановления № 229» (далее — письмо № 2606).

Справочно.
С текстом письма № 2606 можно ознакомиться по короткой ссылке clck.ru/32FpvW.

МАРТ в письме № 2606 указывает, что для нормы п. 64 постановления № 229 должны быть выполнены одновременно следующие условия:

  • приобретаются оборудование, инструменты, сырье, материалы или комплектующие (далее — товары);
  • данные товары приобретаются для собственного производства товаров (работ, услуг);
  • существует невозможность осуществления закупок указанных товаров с учетом требований постановления № 229;
  • имеется согласование управляющей компании холдинга о приобретении таких товаров без учета требований постановления № 229;
  • закупка будет проведена до 01.01.2024.

Форма согласования может быть любой, например, письмо, приказ, распоряжение. При принятии решения необходимо оценить возможность либо невозможность соблюдения норм постановления № 229 для закупок перечисленных категорий товаров.

Решение о согласовании дочерней организацией закупки товаров без применения норм постановления № 229 может приниматься как по перечню товарных позиций, так и в отношении конкретных товаров. Действие согласования может распространяться как на разовую закупку, так и действовать в определенном временном периоде, но не позднее 01.01.2024.

Обращаем внимание, что рассматриваемые положения о неприменении норм постановления № 229 действуют только в отношении закупки товаров (оборудования, инструментов, сырья, материалов или комплектующих) и не распространяются на закупки работ (услуг), даже если они непосредственно связаны с закупаемыми товарами. Например, под закупку без применения норм постановления № 229 может попасть закупка оборудования для производства, но не закупка работ по монтажу такого оборудования.

Централизованные закупки машин и оборудования

Особенностью закупок в холдинге является возможность их проведения за счет средств централизованного фонда.

Указом № 385 предусмотрена возможность создания управляющей компанией холдинга централизованного фонда из отчислений организаций, входящих в холдинг. Такой фонд создается на условиях и в порядке, определенных учредительными документами участников холдинга, договорами доверительного управления либо иными договорами, а также решениями уполномоченных органов управления участников холдинга.

Правовой основой централизованных фондов является приложение 1 к Указу № 385 «Порядок создания централизованного фонда холдинга и распоряжения его денежными средствами» (далее — Положение № 385).

Согласно п. 4 Положения № 385 денежные средства, зачисленные в централизованный фонд управляющей компании, могут направляться в том числе на осуществление централизованных закупок машин и оборудования, отнесенных к основным средствам в соответствии с законодательством, устанавливающим нормативные сроки их службы. 

Справочно.
Нормативным актом, устанавливающим нормативный срок службы машин и оборудования, является постановление Минис­терства экономики Республики Беларусь от 30.09.2011 № 161 «Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь».

После закупки машины и оборудование безвозмездно передаются организатором закупки иным участникам холдинга в порядке, предусмотренном Указом № 385. 

171 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме