Закупка работ при длительном строительстве объекта

Вопрос: Объект строительства состоит из 14 очередей. Финансирование осуществляется за счет бюджетных средств. Должен ли заказчик проводить процедуру по выбору подрядчика для строительства объекта на каждую очередь строительства или возможно ее проведение на несколько очередей?

Майборода Владимир

Юрист с 24-летним стажем работы

118 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Ответ: Объем строительных работ, включаемых в предмет государственной закупки, определяется исходя из объема бюджетного финансирования на текущий год. Такой объем финансирования может быть выделен как на одну, так и на несколько очередей строительства, а также на весь объект.

Для формирования правильного подхода к ответу на поставленный вопрос необходимо учитывать, что заказчик в строительстве, как правило, выступает также еще в двух ипостасях: как субъект законодательства о государственных закупках и как получатель бюджетных средств в бюджетном законодательстве.

Определим права и обязанности заказчика для рассматриваемой ситуации исходя из его триединой роли. Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон № 419-З) предмет государственной закупки – товары (работы, услуги), определенные заказчиком для приобретения в рамках процедуры государственной закупки. В соответствии со ст. 19 Закона № 419-З годовой план государственных закупок должен содержать перечень товаров (работ, услуг), приобретение которых запланировано в текущем финансовом году. Однако из этого правила есть исключение: в случае, если срок осуществления государственной закупки превышает срок, на который утверждается годовой план государственных закупок, в него включается ориентировочный объем (количество) общей потребности в однородных товарах (работах, услугах) в натуральном выражении и его ориентировочная стоимость. То есть если руководствоваться нормами Закона № 419-З, то заказчик вроде бы имеет право провести процедуру государственной закупки исходя из общей стоимости строительства объекта.

Однако напомним, что заказчик является получателем бюджетных средств. Согласно подп. 1.44 п. 1 ст. 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь (далее – БК) получатель бюджетных средств – бюджетная или иная организация, индивидуальный предприниматель, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств в соответствующем финансовом году и отвечающие за целевое и эффективное использование полученных бюджетных средств. В силу подп. 1.11 п. 1 ст. 2 БК бюджетные обязательства – расходные обязательства, полученные и принятые получателем бюджетных средств и (или) подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году за счет средств соответствующего бюджета.

Из приведенных определений следует, что заказчик, как получатель бюджетных средств, имеет право на принятие бюджетных обязательств только в пределах средств, выделенных в текущем финансовом году.

Обязательства заказчика, как субъекта строительства, сформулированы в п. 1 ст. 696 ГК, согласно которой по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить строительные и иные специальные монтажные работы и сдать их заказчику, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять результаты этих работ и уплатить обусловленную цену.

То есть в рассматриваемой ситуации заказчик, заключив договор строительного подряда, принимает обязательство об оплате выполненных подрядчиком работ за счет бюджетных средств.

Из норм БК следует, что, заключая договор строительного подряда, заказчик может принять обязательства по оплате выполненных работ только в пределах объема финансирования, выделенного в текущем финансовом году.

Нарушение заказчиком своих обязанностей, как получателя бюджетных средств, может повлечь ответственность согласно бюджетному законодательству.

В соответствии с п. 1 ст. 138 БК принятие обязательств, не обеспеченных бюджетными ассигнованиями, при отсутствии иных источников финансирования таких обязательств приравнивается к использованию средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства. Согласно п. 1 ст. 12.8 КоАП использование с нарушением законодательства юридическим лицом (за исключением бюджетных организаций) или индивидуальным предпринимателем средств бюджета, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов влечет наложение штрафа в размере до 20 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – до 50 % указанных средств.

Таким образом, заказчик должен проводить процедуру государственной закупки исходя из ориентировочного объема строительных работ с учетом их ориентировочной стоимости и выделенного годового объема бюджетного финансирования. Количество очередей строительства объекта, включаемых в предмет государственной закупки, при проведении процедуры также определяется исходя из объема выделенного финансирования.

118 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме