Вы на портале
Государственные закупки

Закупка оборудования при строительстве: позиция Минфина

Министерство финансов Республики Беларусь направило заинтересованным лицам письмо от 31.01.2022 № 16-31/30426 «О направлении письма» с приложением, озаглавленным «Об особенностях заключения договоров в строительстве» (далее — письмо № 30426). 

Акцент в письме № 30426 делается на недопустимости заключения по результатам проведения процедур государственных закупок договоров строительного подряда с условием увеличения цены договора на стоимость приобретаемого подрядчиком оборудования. 

Рассмотрим предпосылки появления данного письма, а также сложившиеся отношения при закупках оборудования при строительстве объекта.

Майборода Владимир
Майборода Владимир

Юрист

2619 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Кто ответственен за материальное обеспечение? 

Результатом выполнения работы подрядчика является вещь, которую он должен передать заказчику. Для случая строительного подряда эта вещь должна соответствовать проектной документации, в которой перечислены материальные и трудовые ресурсы, необходимые для выполнения работы. 

Отсюда следует простой вывод: заказчик должен получить овеществленный результат, соответствующий условиям договора, а подрядчик — оплату за свой труд и возмещение понесенных расходов. То есть материальное обеспечение строительства объекта, как правило, не относится к обязанностям заказчика.

Справочно.
Если иное не предусмотрено договором, работа выполняется иждивением подрядчика — из его материалов, его силами и средствами. Подрядчик несет ответственность за ненадлежащее качество предоставленных им материалов и оборудования, а также за предоставление материалов и оборудования, обремененных правами третьих лиц (ст. 658 ГК).

Отметим, что к функциям заказчика (застройщика) относятся организация подрядных торгов на выполнение проектных, изыскательских работ, иных процедур закупок в случаях и порядке, установленных законодательством, либо переговоров (подп. 1.3.1, 1.4.1 п. 1 Инструкции о порядке осуществления деятельности заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 04.02.2014 № 4, далее — Инструкция № 4). 

Как видно из приведенной нормы, к функциям заказчика относится выбор подрядных организаций в процессе проведения процедур закупок. 

Как было до 1 июля 2021 г.?

Согласно п. 2 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 и применявшегося до 1 июля 2021 г., организатор подрядных торгов (торгов, переговоров) — инвестор, застройщик, заказчик, подрядчик либо инженер (инженерная организация), осуществляющий (осуществляющая) размещение соответствующего заказа на подрядных торгах (торгах, переговорах).

Напомним, что в соответствии с подп. 1.12 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», действовавшего до 01.07.2021, законодательство о государственных закупках товаров (работ, услуг) не применяется до 1 июля 2021 г. при проведении процедур закупок при строительстве. 

То есть закупки в строительстве, согласно действовавшему до 1 июля 2021 г. законодательству, относились к государственным закупкам (в случае финансирования строительства объектов за счет бюджетных средств), но осуществлялись по отдельным правилам. При этом осуществление подрядчиком закупки товаров для строительства, в том числе оборудования, не только не противоречило, а было прямо предусмотрено законодательством.

Как стало с 1 июля 2021 г.?

С 1 июля 2021 г. при строительстве объектов за счет бюджетных средств закупки осуществляются в соответствии с законодательством о государственных закупках.

Согласно требованиям, установленным в п. 1 ст. 19 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон № 419-З), при проведении процедуры государственной закупки заказчик обязан определить ориентировочную стоимость государственной закупки. 

В письме № 30426 подчеркивается, что при проведении закупок работ, услуг в строительстве в соответствии с законодательством в договорах строительного подряда цена заказчика и предложения подрядчика определяется с учетом всех затрат на строительство объекта (выполнение работ) без учета стоимости оборудования, разработки проектной документации, приобретение и разработка которых поручены заказчиком подрядчику, и поставляемых заказчиком строительных материалов, изделий, конструкций по предусмотренному заказчиком перечню. 

Цена договора формируется в соответствии с нормами Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 (далее — постановление № 1553).

Поскольку в цену договора не включено оборудование, то возникает вопрос: кто его должен закупать и каков порядок финансирования такой закупки?

Субъекты (заказчики и подрядчики) попытались применить сложившиеся ранее отношения по закупкам, при которых подрядчик проводил процедуры закупок оборудования, а заказчик — оплачивал такие закупки через казначейство. В договоре стороны предусматривали корректировку цены договора на стоимость приобретаемого оборудования.

В письме № 30426 указывается на недопустимость такой практики. 

Случаи корректировки цены договора перечислены в подп. 1.8 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"». Перечень таких случаев носит исчерпывающий характер без возможности его расширения.

Возможность изменить цену договора в связи с закупкой оборудования не предусмотрена.

Как трактуется термин «оборудование»?

В законодательстве отсутствует определение термина «оборудование» применительно к строительной деятельности. В толковых словарях под оборудованием понимается совокупность механизмов, машин, устройств, приборов, необходимых для работы, производства.

Различные виды оборудования упоминаются в п. 66 и приложении к Правилам № 1450, в том числе: оборудование, комплектующие и материалы для устройства наружных и внутренних инженерных систем (системы отопления и вентиляции, кондиционирования, теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водопровода, канализации, автоматизации технологических процессов, связи, радио и телевидения, видеонаблюдения, охранной и пожарной сигнализации, контроля и управления доступа, электроосвещения, технологические системы).

Таким образом, оборудование является составной частью инженерной системы, необходимой для функционирования здания (сооружения), возводимого в ходе строительства.

Определение термина «оборудование» необходимо для разграничения между ним и комплектующими и материалами. Такое разграничение, в свою очередь, необходимо для формирования цены заказчика и цены предложения подрядчика в соответствии с требованиями постановления № 1553.

Учитывать ли стоимость оборудования в цене заказчика и/или в цене предложения подрядчика?

Задача исключения стоимости оборудования из цены предложения облегчается тем, что отнесение необходимых для строительства вещей к оборудованию возложено на проектировщика. 

Так, согласно подп. 4.15 п. 4 ТКП 45-1.02-295-2014 (02250) «Строительство. Проектная документация. Состав и содержание» спецификации оборудования выполняются в составе разделов проектной документации по форме, установленной ГОСТ 21.110-2013 «Система проектной документации для строительства. Спецификация оборудования, изделий и материалов».

Исходя из подп. 8.4 п. 8 Инструкции о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.11.2011 № 51, при составлении проектировщиком локальной сметы стоимость оборудования, мебели, инвентаря определяется на основании спецификаций, входящих в состав проектной документации, исходных данных заказчика, в том числе содержащих текущие цены, включающих отпускную цену с учетом стоимости запасных частей и средств на тару и упаковку. 

Таким образом, при формировании цены заказчика и цены предложения подрядчика необходимо исключить стоимость оборудования, указанного в спецификациях, входящих в проектную документацию.

Каков алгоритм действий заказчика и подрядчика?

С учетом требований законодательства и разъяснений, данных в письме № 30426, алгоритм действий заказчика и подрядчика будет следующим.

Процедура закупки № 1:

— заказчик формирует цену заказчика с учетом всех затрат на строительство объекта (выполнение работ) без учета стоимости оборудования и указывает ее в приглашении как ориентировочную стоимость предмета государственной закупки при размещении приглашения к участию в процедуре № 1;

— участник формирует цену предложения подрядчика без учета стоимости оборудования и указывает ее в своем предложении;

— заказчик проводит процедуру государственной закупки и выбирает победителя. Цена заключенного договора не учитывает стоимость оборудования.

Процедура закупки № 2:

— заказчик формирует цену заказчика исходя из стоимости оборудования в проектной документации и указывает ее в приглашении как ориентировочную стоимость предмета государственной закупки при размещении приглашения к участию в процедуре № 2;

— участник формирует цену предложения на поставляемое оборудование;

— заказчик проводит процедуру государственной закупки и выбирает победителя. Цена договора определяется по результатам процедуры.

В чем проблема?

Указанный алгоритм, который будет полностью соответствовать законодательству, не учитывает особенности строительной деятельности как сложного процесса и меняет функции участников строительной деятельности.

Согласно определению в ст. 1 Закона № 300-З заказчик в строительной деятельности (далее — заказчик) — юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, определяемое в соответствии с законодательством, финансирующее возведение, реконструкцию, реставрацию, ремонт, благоустройство объекта, снос, осуществляющее строительную деятельность с привлечением подрядчика в строительной деятельности, с привлечением либо без привлечения инженера (инженерной организации) на основании заключенного договора. 

То есть заказчик — это финансирующая организация. 

В случае закупки оборудования заказчиком его функцией становится материальное обеспечение объекта строительства, которое он должен осуществлять в соответствии с графиком поставки материальных ресурсов (п. 19 Правил № 1450).

Риски заказчика при поставке им оборудования для строительства объекта заложены также в нормах ст. 700 ГК

Так, сторона, в обязанности которой входит обеспечение строительства, несет ответственность за обнаружившуюся невозможность использования предоставленных ею материалов или оборудования без ухудшения качества выполняемых работ, если не докажет, что невозможность использования возникла по обстоятельствам, за которые отвечает другая сторона. В случаях обнаружившейся невозможности использования без ухудшения качества выполняемых работ предоставленных заказчиком материалов или оборудования подрядчик обязан потребовать замены их заказчиком в разумный срок, а при неисполнении этого требования подрядчик вправе отказаться от договора строительного подряда и потребовать от заказчика уплаты цены договора пропорционально выполненной работе, а также возмещения убытков, не покрытых этой суммой (пп. 2 и 3 ст. 700 ГК).

По нашему мнению, закрепленный в законодательстве алгоритм поставки оборудования для строительства может без проблем применяться организациями-заказчиками, в составе которых есть структурное подразделение, укомплектованное специалистами по снабжению соответствующего профиля (отопление, вентиляция, кондиционирование, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, водоснабжение и др.). В остальных случаях заказчику будет затруднительно качественно выполнить снабженческие функции.

Есть ли альтернативные варианты?

В качестве правомерного алгоритма действий заказчика в письме № 30426 рассматривается вариант, когда в документах, представляемых для подготовки предложения, указывается, что цена предложения участника должна быть сформирована из цены подрядных работ, рассчитанной согласно постановлению № 1553, и стоимости оборудования. 

В такой ситуации по результатам закупки будет заключаться смешанный договор, а его цена будет включать стоимость подрядных работ, определенную согласно постановлению № 1553, и стоимость оборудования, которые по общему правилу являются неизменными. При этом участник-победитель заключает договор в части выполнения подрядных работ в качестве подрядчика, в части поставки оборудования — поставщика.

Для того, чтобы реализовать данную схему, подрядчик, выступающий как поставщик, должен к моменту подачи предложения иметь в наличии поставляемое оборудование либо гарантию получения такого оборудования, например, в виде договора поставки. 

На наш взгляд, данный вариант возможен, если речь идет о небольшой номенклатуре оборудования. 

Также в письме № 30426 указано, что в соответствии с нормами п. 2 ст. 13 Закона № 419-З заказчик может передать часть своих функций по организации процедуры государственной закупки организатору (юридическому лицу) путем заключения соответствующего договора на оказание услуг. В качестве организатора может привлекаться инженерная организация, а также подрядчик. 

По нашему мнению, замена лица, проводящего процедуру закупки, с заказчика на организатора, в том числе подрядчика, по существу ничего не меняет, так как договор государственной закупки по результатам процедуры должен заключить заказчик.

2619 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме