Закупка инженерных услуг - jvs

Закупка инженерных услуг

Предметом закупки могут быть как товары, так и работы или услуги. Когда предметом закупки выступает товар, осуществляется процедура торгов на закупку товаров при строительстве, переговоры либо биржевые торги. В случае же если предметом закупки выступает работа или услуга, то в соответствии с подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее — Указ № 223) осуществляется процедура подрядных торгов или переговоров.

В статье рассматриваются особенности осуществления закупки инженерных услуг при бюджетных источниках финансирования* (далее — бюджетные источники), так как источник финансирования, по мнению автора, является основным критерием при осуществлении процедуры закупки.

Севбитова Татьяна

Заместитель начальника отдела строительно-технической экспертизы ООО «Судебно-экспертная коллегия», аттестованный судебный эксперт


2022 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

* За счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов).

Инженерные услуги — строительная деятельность?

Критерии для отнесения деятельности к строительству определяются в соответствии с постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10.05.2011 № 17 «Об установлении перечня видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности» (далее — постановление № 17), общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденным постановлением Госкомстата от 05.12.2011 № 85, а также закреплены в понятии строительной деятельности в соответствии с Законом Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь».

Из анализа указанных правовых актов следует, что инженерные услуги относятся к строительной деятельности.

В каких случаях обязательно проведение подрядных торгов?

Законодательством определены случаи, когда проведение подрядных торгов при заключении договоров о строительстве объектов является обязательным. В случаях, когда проведение подрядных торгов при заключении договоров о строительстве объектов не обязательно, не обязательно и проведение подрядных торгов, торгов и биржевых торгов для закупки работ, услуг и товаров для строительства таких объектов. В этом случае может проводиться процедура переговоров.

Таким образом, если случай не относится к подп. 1.6 и 1.8 п. 1 Указа № 223 и Президентом Республики Беларусь не определено иное, то проведение подрядных торгов является обязательным при стоимости строительства объектов 6000 базовых величин и более  (подп. 1.4 п. 1 Указа № 223).

Далее следует обратиться к подп. 1.5 п. 1 Указа № 223, в котором отражен перечень иных дополнительных обязательств. Говоря об инженерных услугах, следует отметить, что в случаях, когда проведение подрядных торгов является обязательным при строительстве, обязательно и проведение подрядных торгов на оказание инженерных услуг стоимостью 3000 базовых величин и более.

Однако есть исключения. Так, Указом № 223 (подп. 1.6,1.8 п. 1) Совету Министров Республики Беларусь предоставляется право без осуществления процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве определять генеральную проектную организацию, генеральную подрядную организацию, инженера (инженерную организацию) при строительстве объектов, включенных в государственные инвестиционные программы. 

Заключение и исполнение договора на оказание инженерных услуг

Реализация строительства объектов — это сложный, многогранный и длительный процесс. В ходе строительной деятельности осуществление заказчиком, застройщиком некоторых функций может быть делегировано инженерной организации.

Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10.05.2011 № 18 утверждена Инструкция о порядке оказания инженерных услуг в строительстве (далее — Инструкция № 18), которая устанавливает порядок оказания инженерных услуг и регулирует взаимоотношения участников. В законодательстве также предусмотрено, что в исключительных случаях заказчик осуществляет строительную деятельность без привлечения инженера (инженерной организации) (п. 2 Инструкции № 18).

Для реализации возможности оказания инженерных услуг специализированными организациями заключаются договоры на оказание инженерных услуг, в которых предусматриваются различные существенные условия, в том числе ответственность сторон.

В рамках реализации строительства объектов в связи с возникновением изменений в процессе строительства проектно-сметной документации (как основы строительства), изменением законодательства, иными обстоятельствами при заключении договоров на оказание инженерных услуг следует учитывать множество существенных аспектов.

При заключении договоров о передаче функций заказчика инженерной организации, осуществлении инженерной организацией комплексного управления строительной деятельностью особое внимание следует уделять факту обязательности проведения закупок, существенным условиям договора и закреплению обязанностей и ответственности инженерной организации за осуществление своей деятельности в части соответствия законодательству проведения процедур закупок при строительстве (в том числе оказания инженерных услуг).

После определения победителя с ним заключается договор, который включает в себя ряд существенных условий. При этом основные обязательные условия закреплены в п. 6 Инструкции № 18.

Пример.
РУП «А» заключило с ООО «Б» договор, предметом которого являлось оказание инженерных услуг на выполнение работ по объекту «Х», а также выполнение определенных настоящим договором функций заказчика по осуществлению организационно-технических мероприятий без выполнения строительно-монтажных работ собственными силами. Источник финансирования — бюджетные средства.
Заключенный договор не относится к комплексному управлению, но вместе с тем охватывает разрез непосредственно строительства вплоть до ввода в эксплуатацию, в связи с чем договором к передаче закреплен расширенный спектр соответствующих функций. 
Особенность объекта «Х» в том, что он является пусковым комплексом, а в целом объект состоит из нескольких пусковых комплексов.
С течением времени возникла необходимость осуществления той же деятельности, что является предметом уже заключенного договора, но уже не только по объекту «Х» (пусковому комплексу), но и иным пусковым комплексам, которая реализуется посредством заключения дополнительных соглашений.
Данное обстоятельство повлекло изменение ряда существенных условий договора, в том числе предмета договора в части объекта, сроков, стоимости, без изменения источников финансирования.
Поскольку при бюджетных источниках финансирования осуществление процедуры закупки инженерных услуг (подрядных торгов) является обязательным при стоимости строительства объектов 6000 базовых величин и более, при оказании инженерных услуг — стоимостью 3000 базовых величин и более, можно констатировать, что договор по оказанию инженерных услуг не исполнен надлежаще, а заключение дополнительных соглашений без проведения процедуры закупки инженерных услуг (подрядных торгов) неправомерно. 
Это обстоятельство повлекло необходимость проведения мероприятий по приведению деятельности в соответствие с законодательством. 

Справочно.
Кроме функций, отраженных в Инструкции № 18, постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 04.02.2014 № 4 «Об установлении перечня функций заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта по возведению, реконструкции, капитальному ремонту, реставрации и благоустройству объекта строительства и утверждении Инструкции о порядке осуществления деятельности заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта» регламентирует объем функций заказчика, предусмотренный законодательством для включения в договоры.  

2022 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме