Выбор процедуры государственной закупки при строительстве - jvs

Выбор процедуры государственной закупки при строительстве

В связи с истечением с 31 декабря 2018 г. срока действия Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее — Указ № 380) регулирование государственных закупок при строительстве «вернулось в лоно» Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» и принятых в его развитие документов. В связи с этим значительно изменились действия участников процедур закупок.

В данной статье рассмотрен порядок выбора процедуры государственной закупки в случае, когда предметом закупки является выполнение работ по строительству объекта (выбор генерального подрядчика) или выполнение отдельных строительно-монтажных работ.

Майборода Владимир

Юрист

1204 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Нормативное регулирование государственных закупок

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими государственные закупки, являются:

Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках в Республике Беларусь» (далее — Закон о госзакупках);

Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)»;

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"» (далее — постановление № 778);

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.03.2016 № 206 «О допуске товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, к участию в процедурах государственных закупок»;

постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 06.06.2016 № 21 «О заполнении сертификата формы СТ-1 для целей проведения процедур государственных закупок»;

постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 26.06.2013 № 11 «Об утверждении Инструкции о порядке согласования Министерством торговли Республики Беларусь проведения заказчиком (организатором) процедуры закупки из одного источника при осуществлении государственных закупок»;

постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28.06.2017 № 30 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь жалоб при осуществлении государственных закупок»;

постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28.06.2017 № 34 «О формировании и ведении списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок»;

постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28.06.2017 № 35 «Об утверждении примерных форм документов по процедурам государственных закупок».

Алгоритм действий по выбору процедуры госзакупки

Шаг 1. Необходимо убедиться в том, что закупка относится к государственной

Основным признаком государственной закупки является ее финансирование за счет средств бюджета и государственных внебюджетных фондов.

Источники финансирования для отнесения закупки к государственной:

1) бюджет (ст. 6 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, далее — БК):

— республиканский;

— местный: бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения)), бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения)), бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска);

Справочно:
Государственная закупка — это приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств (ст. 1 Закона о госзакупках).

2) государственные внебюджетные фонды (подп. 1.27 п. 1 ст. 2 БК):

— государственный внебюджетный фонд социальной защиты населения Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты»);

— государственный внебюджетный фонд гражданской авиации (Указ Президента Республики Беларусь от 23.10.2003 № 465 «Об образовании государственного внебюджетного фонда гражданской авиации»);

— государственный внебюджетный фонд универсального обслуживания Министерства связи и информатизации (Указ Президента Республики Беларусь от 19.03.2015 № 130 «О государственном внебюджетном фонде»);

— государственный внебюджетный фонд Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 02.06.2006 № 373 «Об образовании государственного внебюджетного фонда Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел»).

Средства внебюджетных централизованных инвестиционных фондов (далее — ВЦИФ) не относятся к средствам государственных внебюджетных фондов. При финансировании закупок за счет средств ВЦИФ закупки не относятся к государственным.

Справочно.
Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, Белорусский республиканский союз потребительских обществ, Федерация профсоюзов Беларуси, облисполкомы и Минский горисполком вправе формировать внебюджетные централизованные инвестиционные фонды.

Шаг 2. Следует удостовериться в том, что организация является заказчиком в государственных закупках

Термины «заказчик в строительстве» и «заказчик в государственных закупках» имеют разное содержание.

Заказчик в строительной деятельности — это юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, определяемое в соответствии с законодательством, финансирующее возведение, реконструкцию, реставрацию, ремонт, благоустройство объекта, снос, осуществляющее строительную деятельность с привлечением подрядчика в строительной деятельности, с привлечением либо без привлечения инженера (инженерной организации) на основании заключенного договора.

Заказчик в государственных закупках — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся получателями бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов для приобретения товаров (работ, услуг) и осуществляющие такое приобретение, в том числе через обособленное подразделение юридического лица (включая филиал либо представительство), уполномоченное руководителем этого юридического лица на приобретение товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов от его имени, а также иное юридическое лицо в случаях, определяемых Советом Министров Республики Беларусь (ст. 1 Закона о госзакупках).

Заказчик в строительстве и заказчик в государственных закупках могут не совпадать.

Основным признаком того, что организация уполномочена на проведение госзакупок, является ее статус получателя бюджетных средств.

Согласно подп. 1.44 п. 1 ст. 2 БК получатель бюджетных средств — это бюджетная или иная организация, индивидуальный предприниматель, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств в соответствующем финансовом году и отвечающие за целевое и эффективное использование полученных бюджетных средств.

Как следует из ст. 80 БК, получателей бюджетных средств (и, соответственно, заказчиков для проведения государственных закупок) определяют распорядители бюджетных средств, которыми являются:

— для средств республиканского бюджета на очередной финансовый год — государственные органы, другие государственные организации, подчиненные Президенту Республики Беларусь или Правительству Республики Беларусь;

— для средств государственного внебюджетного фонда — государственный орган, на который возложены функции по сбору и контролю за поступлением средств, формирующих доходы государственного внебюджетного фонда, а также по управлению средствами бюджета государственного внебюджетного фонда и их использованию;

— для средств местных бюджетов — государственный орган, его структурные подразделения с правами юридического лица, бюджетная или иная организация, наделенная государственными органами полномочиями по реализации определенных задач и функций государства.

Заказчик в госзакупках выполняет определенные законодательством о госзакупках обязанности и несет ответственность.

К сведению. 
Согласно п. 4 ст. 11.16 КоАП не предусмотренное законодательством ограничение должностным лицом или индивидуальным предпринимателем, членом комиссии, созданной для проведения процедуры государственной закупки, доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре государственной закупки, в том числе посредством несоблюдения правил размещения информации о государственных закупках, иное нарушение порядка проведения государственной закупки на территории Республики Беларусь либо изменение должностным лицом заказчика (организатора) или индивидуальным предпринимателем условий договора, заключаемого по итогам процедуры закупки, если иное не предусмотрено актами законодательства, а равно уклонение ими от заключения договора по результатам процедуры закупки влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до 50 базовых величин.
За повторные в течение года нарушения, предусмотренные в п. 4 ст. 11.16 КоАП, совершенные после наложения административного взыскания за такие же нарушения и (или) повлекшие дополнительное расходование средств из республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также из государственных внебюджетных фондов либо уменьшение количества закупаемых товаров (объема выполняемых работ, оказываемых услуг), изменение в сторону уменьшения комплектации закупаемых товаров, снижение параметров и технических характеристик товаров, увеличение затрат по их эксплуатации (использованию) или иное ухудшение качественных характеристик товаров, если в этих деяниях нет состава преступления, влекут наложение штрафа в размере от 50 до 100 базовых величин.

В случае если организация определена в качестве получателя бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов для приобретения товаров (работ, услуг), переходим к следующему шагу.

Шаг 3. Необходимо установить ориентировочную стоимость закупки, для чего следует определить предмет государственной закупки

Предмет государственной закупки — это товары (работы, услуги), которые определены заказчиком (организатором) для приобретения в рамках одной процедуры государственной закупки (ст. 1 Закона о госзакупках).

Это значит, что предметом закупки является выполнение работ по строительству объекта (выбор генерального подрядчика) или выполнение отдельных строительно-монтажных работ.

Предполагается, что в наличии имеется проектная документация (при строительстве объекта или выполнении отдельных видов строительно-монтажных работ) или дефектный акт и смета (для выполнения работ по текущему ремонту).

В ст. 1 Закона о госзакупках закреплено, что ориентировочная стоимость государственной закупки — это стоимость предмета предстоящей государственной закупки с учетом конъюнктуры рынка по предмету государственной закупки, включающая предполагаемую общую сумму выплат заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) за поставку или приобретение иным способом товаров (выполнение работ, оказание услуг), налог на добавленную стоимость и другие налоги, сборы (пошлины), иные обязательные платежи, установленные законодательством и уплачиваемые заказчиком в связи с осуществлением такой государственной закупки.

Из определения следует, что в ориентировочную стоимость государственной закупки включаются стоимость работ по строительству, налоги (сборы), а также стоимость строительных материалов и оборудования, предусмотренных проектной документацией (сметой на текущий ремонт).

Обратите внимание!
Порядок формирования ориентировочной стоимости государственной закупки отличается от порядка формирования цены заказчика, действовавшей в рамках применения Указа № 380. Так, согласно п. 6 Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553, цена заказчика и цена предложения подрядчика определяются без учета стоимости оборудования, разработки проектной документации, приобретение и разработка которых заказчиком поручены подрядчику, и поставляемых заказчиком строительных материалов, изделий, конструкций по предусмотренному заказчиком перечню.

Отметим также особенность определения предмета государственной закупки в привязке к годовой потребности. В силу ч. 2 п. 6 ст. 20 Закона о госзакупках не допускается разделять объем (количество) предмета государственной закупки, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, если таким образом можно избежать проведения соответствующего вида процедур государственных закупок, определенного ст. 17 Закона о госзакупках.

Согласно же п. 4 ст. 20 Закона о госзакупках объем (количество) однородных товаров (работ, услуг), составляющих предмет государственной закупки, не может составлять менее квартальной потребности в них, предусмотренной годовым планом государственных закупок. Допускается в ходе процедуры государственной закупки или исполнения договора изменение объема (количества) предмета государственной закупки, но не более чем на 10 %, если это предусмотрено условиями проведения процедуры государственной закупки или договором.

Пример. 
Годовым планом государственных закупок организации «А» предусмотрено выполнение работ по текущему ремонту на сумму Х. При этом предполагается поквартальное финансирование из соответствующего бюджета. Учитывая возможное уменьшение финансирования, заказчик принял решение разделить выполнение работ на 4 этапа и провести процедуру закупки с целью выбора подрядчика для выполнения работ по этапу 1. Руководствуясь нормами пп. 4 и 6 ст. 20 Закона о госзакупках, выбор процедуры государственной закупки необходимо проводить исходя из ориентировочной стоимости государственной закупки, определенной в размере Х.

Определив ориентировочную стоимость государственной закупки, можно переходить к следующему шагу.

Шаг 4. Выбор процедуры государственной закупки

Согласно ст. 17 Закона о госзакупках к видам процедур государственных закупок относятся:

• открытый конкурс;

• закрытый конкурс;

• электронный аукцион;

• процедура запроса ценовых предложений;

• процедура закупки из одного источника;

• биржевые торги.

При выборе конкретного вида процедуры государственной закупки законодательство предписывает руководствоваться двумя критериями:

— ориентировочной стоимостью предмета государственной закупки в размере годовой потребности;

— нахождением (отсутствием) предмета закупки в перечне товаров (работ, услуг), закупаемых по определенной процедуре.

В настоящее время действуют 4 перечня, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778:

1) перечень товаров (работ, услуг), государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов;

2) перечень товаров, государственные закупки которых осуществляются с применением биржевых торгов открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа»;

3) перечень вооружения и военной техники, государственные закупки которых осуществляются с применением процедуры закупки из одного источника;

4) перечень товаров (работ, услуг), в государственных закупках которых имеется ежедневная и (или) еженедельная потребность (применяется для закупки по процедуре из одного источника в объеме ежедневной (еженедельной) потребности).

Во всех указанных перечнях отсутствует указание на строительные работы (услуги), и, следовательно, процедуры электронного аукциона, биржевых торгов для закупки работ (услуг) в строительстве не применяются.

В п. 2 ст. 50 Закона о госзакупках установлено, что процедура закупки из одного источника проводится при осуществлении государственных закупок (в том числе если сведения о государственных закупках составляют государственные секреты) согласно приложению к настоящему Закону.

В Перечне случаев осуществления государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника (приложение к Закону о госзакупках) помимо прочих указаны следующие случаи:

— возникновение потребности в приобретении определенных товаров (работ, услуг) вследствие непреодолимой силы, в том числе чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера (локализации и (или) ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера), необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных видов процедур государственных закупок, требующих затрат времени, нецелесообразно (применимо для случая выполнения строительных работ (услуг) при ликвидации аварийных ситуаций);

— приобретение товаров (работ, услуг), ориентировочная стоимость годовой потребности государственной закупки которых составляет не более 300 базовых величин;

— приобретение услуг по авторскому контролю за разработкой проектной документации объектов капитального строительства, авторскому надзору за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства соответствующими авторами.

Таким образом, для закупки работ (услуг) в строительстве, когда не применяется процедура закупки из одного источника, возможно применение процедур открытого конкурса и запроса ценовых предложений.

Согласно п. 2 ст. 32 Закона о госзакупках открытый конкурс применяется в случаях, не предусмотренных настоящим Законом для применения иных видов процедур государственных закупок.

Процедура запроса ценовых предложений применяется при государственной закупке товаров (работ, услуг), пороговое значение ориентировочной стоимости которых определяется Советом Министров Республики Беларусь (ч. 2 п. 1 ст. 49 Закона о госзакупках).

Из подп. 1.5 п. 1 постановления № 778 следует, что процедура запроса ценовых предложений применяется при пороговом значении ориентировочной стоимости годовой потребности государственной закупки работ (услуг) более 300, но не более 3000 базовых величин.

Таким образом, с 1 января 2019 г. для закупки работ (услуг) для строительства объектов (выполнения отдельных видов строительно-монтажных работ), финансируемых полностью или частично за счет средств бюджета и (или) средств государственных внебюджетных фондов, заказчики применяют следующие процедуры:

• открытый конкурс — при ориентировочной стоимости годовой потребности более 3000 базовых величин;

• запрос ценовых предложений — при ориентировочной стоимости годовой потребности от 300 до 3000 базовых величин;

• процедуру закупки из одного источника — при ориентировочной стоимости менее 300 базовых величин, или закупке работ (услуг) для локализации и (или) ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, или при закупке услуг по авторскому контролю за разработкой проектной документации объектов капитального строительства, авторскому надзору за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства соответствующими авторами.

1204 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме