Текущий ремонт хозяйственным способом: важные аспекты

Выполнение текущего ремонта хозяйственным способом — вид деятельности, которым занимался каждый, кто хоть раз в жизни поклеил самостоятельно дома обои. Зачастую выполнением текущего ремонта без привлечения сторонних подрядчиков занимаются и в организациях. 

Рассмотрим важные аспекты, которые необходимо учесть при оформлении таких строительных работ.

Майборода Владимир
Майборода Владимир

Юрист с 24-летним стажем работы

271 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Термины и определения

Для определения особенностей выполнения текущего ремонта хозяйственным способом рассмотрим определение основных терминов в законодательстве.

Согласно ст. 1 Закона № 300-З юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, определяемое в соответствии с законодательством, финансирующее возведение, реконструкцию, реставрацию, ремонт, благоустройство объекта, снос, осуществляющее строительную деятельность самостоятельно с привлечением инженера (инженерной организации), с привлечением либо без привлечения для выполнения отдельных видов работ подрядчика в строительной деятельности на основании заключенного договора, именуется застройщиком. 

Закон № 300-З не содержит определения термина «хозяйственный способ строительства». Единственным источником такого определения является Инструкция о порядке формирования стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденная постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14.05.2007 № 10 (далее — Инструкция № 10). Обращаем внимание, что указанная Инструкция принята в целях определения порядка формирования в бухгалтерском учете заказчика и застройщика в строительной деятельности стоимости объекта строительства при возведении, реставрации, реконструкции посредством отражения затрат в бухгалтерском учете организаций. Поэтому для иных целей данное определение является применимым с оговорками, рассмотренными ниже.

Согласно п. 2 Инструкции № 10 хозяйственный способ строительства — это организационная форма строительства, выполнения работ, при которой строительные, монтажные, иные специальные работы выполняются собственными силами застройщика, обладающего правом собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления на объекты строительства либо приобретающего эти права по окончании строительства. В случае строительства объекта с привлечением подрядных организаций к хозяйственному способу строительства относится та часть работ, которая выполнена собственными силами застройщика.

Данное определение, как и в целом законодательство, не содержит разъяснений, что понимать под «собственными силами» застройщика. Впрочем, не вызывает сомнений, что под этим понятием понимается выполнение работ работниками организации. 

Финансирование текущего ремонта может осуществляться как за счет средств застройщика, так и за счет иных средств, в том числе бюджетных.

Рассматриваемое определение также является «условно-применимым» в части указания в нем на права застройщика на объект строительства (собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление). Формально случай выполнения текущего ремонта собственными силами арендатора помещения не подпадает под указанное определение. Однако еще раз подчеркнем, что предметом регулирования Инструкции № 10 является отражение затрат при строительстве в бухгалтерском учете. Поэтому данное в Инструкции № 10 определение не является универсальным.

Подводя итог, можно сказать, что хозяйственный способ строительства — это организационная форма строительства объекта, находящего в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении либо ином законном владении застройщика, при которой работы выполняются работниками, состоящими в штате застройщика.

Привлечение работников по гражданско-правовым договорам

При отсутствии в штате квалифицированных специалистов для выполнения строительных работ возникает необходимость привлечения нужных специалистов. Однако, как показывает практика, с такими работниками заключаются не трудовые договоры, а гражданско-правовые.

Возможность выполнения отдельных строительных работ физическими лицами для организаций и граждан без осуществления при этом предпринимательской деятельности предусмотрена п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 18.04.2019 № 151 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь». К таким работам относятся штукатурные, малярные, стекольные работы, работы по устройству покрытий пола и облицовке стен, оклеивание стен обоями, кладка (ремонт) печей и каминов (абз. 42 ч. 4 п. 1 ст. 1 ГК). 

При этом с привлекаемыми лицами необходимо заключить гражданско-правовой договор подряда. В данном случае  способ проведения текущего ремонта уже нельзя назвать хозяйственным, так как для его проведения привлекаются подрядчики, что не является темой настоящей статьи.

Справочно.
Подрядчик в строительной деятельности — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие право на осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и заключившие договор строительного подряда с заказчиком, застройщиком, инженером (инженерной организацией) в целях осуществления этой деятельности (ст. 1 Закона № 300-З).

Физические лица исключены из данного определения в 2016 г.

В целом привлечение физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, для выполнения строительных работ по заказу организаций в настоящее время, по нашему мнению, нецелесообразно. Причиной является законодательная неурегулированность вопроса в части оформления приемки работ. При этом у заказчика возникает риск правомерности отнесения расходов к затратам, учитываемым при налогообложении. 

Основания для проведения текущего ремонта

Согласно п. 9 ст. 51 Закона № 300-З выполнение строительно-монтажных работ по текущему ремонту осуществляется на основании дефектного акта и сметы. 

Данная норма применяется независимо от источника финансирования и способа выполнения работ (подрядный или хозяйственный).

При несоблюдении указанной нормы у субъекта возникает риск правомерности отнесения расходов на текущий ремонт к затратам, учитываемым при налогообложении.

Дефектный акт должен быть составлен по форме С-1, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.04.2011 № 14

Перечень основных видов работ, выполняемых при текущем ремонте, указан в приложении А к строительным правилам СП 1.04.01-2021 «Ремонт и модернизация зданий и сооружений», утвержденным постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 22.12.2021 № 106. Отнесение работ, не указанных в приложении А, к определенному виду ремонта должно осуществляться заказчиком совместно с проектной организацией. 

Смета на текущий ремонт составляется по форме согласно приложению 1 к Инструкции о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.11.2011 № 51.

Оформление приемки выполненных работ по текущему ремонту

Приемка выполненных работ по текущему ремонту, в том числе хозяйственным способом, должна быть оформлена в соответствии с законодательством. 

Нормативным документом, устанавливающим формы и порядок составления документов о приемке выполненных строительных работ, является Инструкция о порядке применения и заполнения форм актов сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ, утвержденная постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 20.07.2018 № 29 (далее — Инструкция № 29).

Согласно ч. 1 п. 9 Инструкции № 29 для сдачи-приемки строительных работ по текущему ремонту применяется акт формы С-2а (далее — акт С-2а). 

При выполнении строительных работ хозяйственным способом в акт С-2а вносится информация о фактически выполненных в отчетном периоде работах, их объемах и сметной стоимости прямых затрат в разрезе элементов затрат (заработная плата, эксплуатация машин и механизмов, материалы, транспорт), а также трудозатраты рабочих. Акт подписывается уполномоченными лицами, ответственными за выполнение и приемку работ. К акту С-2а прилагается бухгалтерская справка о сумме фактических расходов застройщика на выполнение работ, включенных в отчетном месяце в акт формы С-2а.

Технический надзор при текущем ремонте

Согласно ч. 2 п. 1 ст. 37 Закона № 300-З осуществление технадзора является обязанностью заказчика, застройщика в случаях, установленных законодательством.

Порядок осуществления технического надзора регулируется Инструкцией о порядке осуществления технического надзора за строительством, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 04.08.2020 № 40. 

Из норм данной Инструкции (пп. 1, 2, 6) следует, что застройщик обязан осуществлять технический надзор при выполнении строительных работ, включая работы, выполняемые при возведении, реконструкции, ремонте, благоустройстве объекта, сносе, консервации не завершенного строительством объекта, монтаже технологических систем и оборудования, иные специальные строительные работы, ремонтно-реставрационные работы, которые выполняются на недвижимых материальных историко-культурных ценностях. 

Для выполнения технического надзора застройщик должен иметь аттестат, соответствующий видам выполняемых при текущем надзоре работ согласно п. 4 приложения 1 «Перечень отдельных видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющих)» Положения об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252. В случае, если у застройщика отсутствует соответствующий аттестат, он должен привлечь имеющую такой аттестат инженерную организацию. 

Если финансирование текущего ремонта осуществляется за счет бюджетных средств, то для выбора инженерной организации должна быть проведена процедура государственной закупки.

Закупка материалов

Порядок закупки материалов для выполнения текущего ремонта зависит от источника финансирования. 

В случае финансирования ремонта за счет бюджетных средств проводится процедура государственной закупки. 

В случае закупки материалов за счет средств внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома субъектами, являющимися республиканскими унитарными предприятиями, государственными органами, государственными объединениями, иными юридическими лицами, имущество которых находится в республиканской собственности, либо хозяйственными обществами, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, за исключением операторов сотовой подвижной электросвязи, применяются нормы постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее — постановление № 229, п. 3 приложения 1 к постановлению № 229).

Справочно.
Закупка товаров (работ, услуг) при строительстве без привлечения бюджетных и приравненных к ним средств осуществляется в соответствии с требованиями:
Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства», согласно абз. 35 подп. 4.4 п. 4 которого субъекты хозяйствования при осуществлении экономической деятельности в сфере строительства не применяют установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае осуществления закупок без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов <…>;
— письма Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.03.2018 № 04-3-01/3918 «О разъяснении» (ссылка доступа — clck.ru/32E9yS), согласно которому закупка товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, финансируемых за счет собственных средств юрлиц и ИП, осуществляется на основании локальных правовых актов, утвержденных руководителями данных субъектов хозяйствования*.
 * Поскольку разъяснение носит рекомендательный характер, разработка Положения о проведении закупок в строительстве за счет собственных средств не является обязанностью заказчика.

При заключении договора на поставку товаров для текущего ремонта застройщику необходимо учитывать нормы Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен на товары, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 12.07.2022 № 69 (далее — Инструкция № 69). 

Из п. 13 Инструкции № 69 для рассматриваемого случая следует, что в договоре поставки (купли-продажи) товара для текущего ремонта должно быть указано существенное условие договора — цель приобретения «для строительства объекта». 

Кроме того, покупатель товара — застройщик должен проконтролировать, чтобы в товарно-транспортной накладной (товарной накладной) в соответствии с ч. 2 п. 5 Инструкции о порядке заполнения товарно-транспортной накладной и товарной накладной, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 № 58, были указаны следующие сведения:

  • код товара согласно общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности»;
  • отпускная цена производителя (импортера);
  • процент оптовой надбавки к цене производителя либо импортера (суммарная надбавка всех звеньев поставок);
  • включенная в цену товара стоимость услуг по его транспортировке до пункта разгрузки, определенного договором.
271 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме