Строительство «под ключ»: когда проведение закупок не обязательно? - jvs

Строительство «под ключ»: когда проведение закупок не обязательно?

Ситуация: В состав государственного объединения входят организации-участники (строительного и проектного профиля). Объединение имеет аттестат в строительстве на выполнение функций генерального подрядчика 1-й категории (в данный аттестат включены все участники объединения строительного направления). 

Возможно ли решением местного исполнительного органа определить объединение в качестве генерального подрядчика для строительства объекта «под ключ»? Вправе ли объединение в таком случае привлекать для выполнения работ входящие в его структуру либо иные проектные организации, не имея ни аттестата на выполнение функций генерального проектировщика, ни аттестата на выполнение работ по проектированию?

Богатко Антон

Юрист, экономист, бизнес-тренер, разработчик бизнес-процессов организации и проведения процедур закупок, участник разработки НПА в сфере закупок 

Богатко Анна

Старший преподаватель филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный социальный университет» (г. Минск)


2206 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Строительство за счет бюджетных средств без проведения процедур закупок 

Пункт 1 Указа Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве»* (далее — Указ) устанавливает, что при строительстве  с привлечением полностью либо частично средств республиканского или местных бюджетов <…>:

— закупки работ, услуг осуществляются путем проведения подрядных торгов либо переговоров;

— закупки товаров осуществляются путем проведения торгов на закупку товаров в строительстве, переговоров либо биржевых торгов.

* Строительство — деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству, технической модернизации, сносу объекта, включающая оказание услуг в строительстве, подготовку проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ (абз. 7 приложения 2 к Указу).

Отметим, что проведение подрядных торгов является обязательным при стоимости строительства объектов 6000 БВ и более, за исключением случаев, предусмотренных в подп. 1.6 и 1.8 п. 1 Указа, и иных определенных Президентом Республики Беларусь случаев (подп. 1.4 п. 1 Указа). 

Подпункт 1.8 п. 1 Указа предоставляет право без осуществления процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве по решению местного исполнительного и распорядительного органа* определять генеральную подрядную организацию при строительстве жилых домов из конструкций** панельного, крупнопанельного и объемно-блочного домостроения, если такое строительство обусловлено требованиями разработанной в установленном порядке градостроительной документации. 

* Решение местного исполнительного и распорядительного органа об изъятии и предоставлении земельного участка (подп. 1.8 п. 1 Указа).
** При условии осуществления строительства жилых домов из конструкций собственного производства (подп. 1.8 п. 1 Указа).

Таким образом, из указанного следует, что местный исполнительный орган вправе определить в решении об изъятии и предоставлении земельного участка организацию (объединение), которая имеет аттестат в строительстве на выполнение функций генерального подрядчика 1-й категории, в качестве генерального подрядчика для строительства объекта «под ключ»: 

— при строительстве жилых домов из конструкций (собственного производства) панельного, крупнопанельного и объемно-блочного домостроения, если такое строительство обусловлено требованиями разработанной в установленном порядке градостроительной документации (абз. 2 подп. 1.8 п. 1 Указа);

— в иных случаях, определенных Президентом Республики Беларусь (подп. 1.4 п. 1 Указа). 

Справочно.
Обязательность проведения процедур закупок (подрядных торгов, торгов, переговоров, биржевых торгов) установлена в подп. 1.1–1.7 п. 1 Указа, которые регулируют сферу закупок товаров (работ, услуг) при строительстве с привлечением бюджетных и приравненных к ним средств.

Строительство объектов «под ключ» с привлечением субподрядчика

Строительство объекта «под ключ» включает в себя весь комплекс работ, в том числе проектирование. При этом все работы в рамках договора могут выполняться самим подрядчиком либо (любая) часть работ может быть передана субподрядчикам. 

Справочно.
Субподрядчик — лицо, заключившее с генеральным подрядчиком договор о выполнении отдельных видов строительных работ (абз. 8 п. 3 Правил № 1450).

Отметим, что при заключении договора строительного подряда «под ключ» в рассматриваемой ситуации объединение должно иметь кроме аттестата соответствия на строительство объектов 1–4-го классов сложности также и аттестат соответствия на разработку разделов проектной документации объектов 1–4-го классов сложности, если проектирование будет осуществляться объединением самостоятельно. В случае привлечения субподрядчика к выполнению указанных работ объединение должно иметь аттестат на выполнение функций генподрядчика. 

Справочно.
С реестром аттестатов соответствия можно ознакомиться на сайте РУП «Белстройцентр» по ссылке.

Однако объединению недостаточно иметь только аттестат соответствия на строительство объектов 1–4-го классов сложности, поскольку данный аттестат позволяет выступать в качестве подрядчика и субподрядчика, но не дает права быть генподрядчиком. Если подрядчик привлекает как минимум одного субподрядчика для выполнения проектных работ, то он является генподрядчиком, в том числе и при привлечении субподрядчика к выполнению проектных и изыскательских работ. 

Таким образом, для заключения договора строительного подряда «под ключ», а также осуществления строительства объекта «под ключ» требуется наличие аттестата соответствия на выполнение функций генерального подрядчика.

Ограничения на участие в закупках при строительстве

Пункт 2 ст. 57 Закона № 300-З устанавливает перечень лиц, которые не могут выступать участниками процедур закупок при строительстве. К их числу относятся:

— дочернее унитарное предприятие организатора процедуры закупки;

— дочернее или зависимое хозяйственное общество организатора процедуры закупки;

— обособленное структурное подразделение (филиал) организатора процедуры закупки. 

Таким образом, при условии участия в рассматриваемой ситуации объединения в качестве генерального подрядчика при строительстве объекта «под ключ» (при привлечении средств, указанных в п. 1 Указа) действуют ограничения по составу участников согласно п. 2 ст. 57 Закона № 300-З.

Справочно.
При строительстве объектов за счет собственных средств с учетом норм абз. 35 подп. 4.4 п. 4 Декрета № 7 обязательность соблюдения требований п. 2 ст. 57 Закона № 300-З отсутствует.

Закупки при строительстве за счет собственных средств: мнение Минстройархитектуры

В соответствии с абз. 35 подп. 4.4 п. 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» субъекты хозяйствования при осуществлении экономической деятельности в сфере строительства не применяют установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае осуществления закупок без привлечения полностью или частично бюджетных и приравненных к ним средств, а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений). 

Таким образом, субъектам хозяйствования при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) при строительстве за счет «собственных средств» не требуется соблюдать специальные правила, в том числе и положения нормы п. 2 ст. 57 Закона № 300-З.

Вместе с тем, по мнению Минстройархитектуры, закупка товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, финансируемых за счет собственных средств юрлиц и ИП, осуществляется на основании локальных нормативных правовых актов, утвержденных руководителями данных субъектов (письмо Минстройархитектуры от 26.03.2018 № 04-3-01/3918 «О разъяснении»). 

Однако, исходя из того, что это только «мнение», полагаем, что субъекты хозяйствования могут ему не следовать.

2206 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме