Смена источника финансирования при строительстве

Вопрос: На заводе осуществляется строительство инвестиционного объекта по модернизации производства с разными источниками финансирования. Была выбрана подрядная организация для выполнения строительно-монтажных работ (далее – СМР). Изначально источник финансирования для этого вида работ был установлен за счет собственных средств. Заключен договор с подрядчиком на выполнение СМР, часть работ уже выполнены и приняты по актам выполненных работ. В настоящее время на СМР выделяются бюджетные средства. Как в данном случае должен поступить заказчик?

Майборода Владимир
Майборода Владимир

Юрист с 24-летним стажем работы

145 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Ответ: Заказчик должен расторгнуть договор с подрядчиком, провести новую процедуру закупки по законодательству о государственных закупках и заключить новый договор.

Если рассматривать законодательство о государственных закупках как регламентированный порядок расходования бюджетных средств, то прежде всего необходимо подчеркнуть, что данный порядок содержит жесткий алгоритм действий, не предусматривающий учет каких-либо сложившихся у заказчика особенностей деятельности.

Указанный алгоритм действий изложен в Законе Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон № 419-З) и состоит из следующих этапов, выполняемых заказчиком:

  • оценка ориентировочной стоимости предмета государственной закупки;
  • выбор процедуры закупки;
  • внесение изменений в план государственных закупок на текущий год;
  • проведение процедуры государственной закупки;
  • выбор участника-победителя процедуры государственной закупки;
  • заключение договора государственной закупки и его исполнение.

Напомним, что, как следует из содержащегося в ст. 1 Закона № 419-З определения термина «государственная закупка», отношения сторон в связи с государственной закупкой заканчиваются после исполнения соответствующего договора.

Применительно к изложенному алгоритму основные проблемы у заказчика могут возникнуть на первом этапе.

Заказчик должен провести оценку ориентировочной стоимости предмета государственной закупки. Поскольку работы на объекте уже проводятся, необходимо их остановить, оценить объем выполненных работ, завершить расчеты, расторгнуть договор с подрядчиком и выделить из проектной документации объем невыполненных работ и, соответственно, их сметную стоимость.

Способом определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки будет проектно-сметный способ в соответствии с подп. 1.4 п. 1 постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.04.2019 № 35 «О способах определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки».

Законодательство, а точнее ГК и Правила № 1450, не содержит такого основания для расторжения договора подряда, как изменение источника финансирования.

Согласно п. 10 Правил № 1450 к существенным условиям договора относятся источники и объемы финансирования по каждому из источников, в том числе с выделением суммы обязательств на текущий финансовый год.

Тем не менее при недостижении сторонами соглашения о расторжении договора, на наш взгляд, возможно его расторжение в судебном порядке на основании ст. 421 ГК, то есть в связи с существенным изменением обстоятельств.

Остальные этапы выполнения заказчиком алгоритма действий при проведении государственной закупки осуществляются в обычном порядке, регламентированном законодательством.

Таким образом, смена источника финансирования с собственных средств на бюджетные средства приводит к новой процедуре закупки, заключению нового договора подряда с (возможно) новым подрядчиком.

145 Shape 1 copy 6Created with Avocode.