Непредвиденные работы в ходе текущего ремонта при бюджетном финансировании

Возникновение непредвиденных обстоятельств при строительстве является нормой. Один из вариантов таких непредвиденных обстоятельств — дополнительные работы при выполнении текущего ремонта, не предусмотренные договором строительного подряда. Для преодоления последствий таких обстоятельств целесообразно иметь под рукой готовый алгоритм действий.

Порядок выполнения таких работ в рамках законодательства, действовавшего до 01.07.2021, неоднократно рассматривался в различных источниках, в том числе и на страницах нашего журнала. Однако в связи с изменением применимого при закупках в строительстве законодательства, переходом на применение законодательства о государственных закупках возникла необходимость в новом анализе и выработке нового алгоритма действий, который и предлагается в данной статье.

Майборода Владимир

Юрист

672 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Исходная ситуация

Предположим, что имеются следующие исходные условия при проведении текущего ремонта:

— объект строительства: административное здание;

— источник финансирования: бюджетные средства;

— основания заключения договора: процедура закупки, проведенная в соответствии с Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон № 419-З);

— участники строительного процесса — заказчик и подрядчик, между которыми заключен договор строительного подряда на выполнение работ по текущему ремонту;

— проблема: возникла необходимость выполнения работ, не предусмотренных договором, дефектным актом и локальной сметой;

— требуется: определить порядок действий заказчика для закупки работ (услуг), не предусмотренных договором, заключенным между заказчиком и подрядчиком.

Правовое регулирование

Понятие дополнительных работ сформулировано в п. 2 ст. 698 ГК, согласно которой подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в проектно-сметной документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.

Из приведенной нормы следует, что дополнительные работы — строительные работы, не учтенные в проектно-сметной документации, необходимость проведения которых объективна и подтверждена сторонами. 

Однако для случая текущего ремонта нюанс заключается в том, что отсутствует проектная документация. Следовательно, не выполняется условие, необходимое для того, чтобы отнести работы, которые объективно необходимо выполнить для строительства объекта, к дополнительным. 

Говоря по-иному, необходимость в выполнении, по мнению сторон, определенных работ есть, а возможности назвать эти работы дополнительными — нет. Соответственно, нельзя использовать алгоритм, предусмотренный в п. 2 и ст. 698 ГК и в п. 12 Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553.

Для выполнения поставленной задачи необходимо выработать иной алгоритм действий заказчика с учетом требований законодательства о государственных закупках.

Дефектный акт и непредвиденные работы

Во избежание путаницы в дальнейшем назовем работы, не предусмотренные договором, дефектным актом и локальной сметой к нему, непредвиденными работами, чтобы отграничить их от дополнительных.

Напомним, что согласно п. 9 ст. 51 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» выполнение строительно-монтажных работ по текущему ремонту осуществляется на основании дефектного акта и сметы. Поскольку локальная смета является документом, производным от дефектного акта, можно сказать, что дефектный акт является главным документом, подтверждающим необходимость выполнения строительных работ по текущему ремонту. 

Следовательно, при возникновении непредвиденных работ необходимо составить дефектный акт. 

В таком случае по одному объекту будет составлено несколько дефектных актов и локальных смет к ним.

Закупка непредвиденных работ

После составления дефектного акта, включающего объемы непредвиденных работ, и локальной сметы к нему заказчик должен выполнить следующие действия.

1. Внести дополнение в годовой план закупок. 

Для начала необходимо внести дополнение в годовой план закупок, указав наименование работ (услуг), их код подвида товаров (работ, услуг) в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2012 № 83, а также наименование подвида товаров (работ, услуг) в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности».

2. Определить ориентировочную стоимость закупки.

Методическим документом для определения ориентировочной цены закупки является постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.04.2019 № 35 «О способах определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки» (далее — постановление № 35). 

В соответствии с подп. 1.2 п. 1 постановления № 35 определение ориентировочной стоимости предмета государственной закупки осуществляется с применением следующих способов:

— изучения конъюнктуры рынка;

— проектно-сметного;

— затратного.

Способ изучения конъюнктуры рынка является приоритетным для определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки. Использование иных способов допускается в случаях, предусмотренных подп. 1.4 и 1.5 п. 1 постановления № 35.

Согласно под. 1.4 п. 1 постановления № 35 проектно-сметный способ применяется в случае приобретения товаров (работ, услуг), необходимых для строительства объектов при осуществлении строительной деятельности (строительства). Ориентировочная стоимость предмета государственной закупки определяется в том числе на основании проектной документации в соответствии с законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

При выполнении текущего ремонта отсутствует проектная документация. По нашему мнению, в данном случае важной является оговорка «определяется в том числе». 

Определение ориентировочной стоимости закупки на основании дефектного акта и локальной сметы будет соответствовать этой оговорке по следующим основаниям.

Согласно п. 7 Инструкции о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.11.2011 № 51 (далее — Инструкция № 51), основанием для определения стоимости строительства объекта являются:

— задание на проектирование, выдаваемое заказчиком, застройщиком;

— проектная документация, дефектные акты на объекты текущего ремонта;

— решения, принятые заказчиком, застройщиком и предусмотренные в проектной документации.

В соответствии с п. 6 Инструкции № 51 при составлении сметной документации на работы по текущему ремонту объектов строительства сводный сметный расчет стоимости строительства объекта не составляется. В этом случае составляется локальная смета (локальный сметный расчет) по форме, утвержденной в приложении к данной Инструкции. 

Таким образом, сумма, указанная в строке «Стоимость _____ тыс. руб.» локальной сметы, и должна быть принята как ориентировочная стоимость закупки.

3. Выбрать процедуру закупки.

Выбор процедуры был подробно рассмотрен нами ранее. Если вкратце, то для закупки работ (услуг) по текущему ремонту могут применяться следующие процедуры (при указанной ориентировочной стоимости закупки):

— до 300 БВ — закупка из одного источника, электронный аукцион, открытый конкурс;

— от 300 до 3000 БВ — запрос ценовых предложений;

— свыше 3000 БВ — электронный аукцион, открытый конкурс.

Учет предыдущих закупок при выборе процедуры

Одним из вопросов, на которые должен ответить заказчик при выборе процедуры закупки, является следующий: необходимо ли учитывать ранее проведенные процедуры закупки однородных товаров (работ, услуг) при строительстве?

Согласно ч. 4 п. 1 ст. 19 Закона № 419-З при формировании годового плана государственных закупок товары (работы, услуги), необходимые для строительства объектов, включаются в него исходя из потребности в них на каждый объект строительства отдельно.

Из данной нормы следует, что при закупках однородных товаров (работ, услуг) для одного объекта строительства должны учитываться ранее проведенные закупки. 

Применительно к текущему ремонту одного объекта это означает следующее:

— закупка строительных работ (услуг) на основании каждого дефектного акта проводится отдельно в виде самостоятельной процедуры либо по лотам;

— при выборе процедур закупки учитывается суммарная ориентировочная стоимость согласно локальным сметам.

Резюме.
Решение поставленной в начале статьи задачи, по нашему мнению, состоит в следующем.
При возникновении необходимости выполнения работ (услуг), не предусмотренных заключенным между подрядчиком и заказчиком договором, заказчик должен:
1) убедившись в необходимости выполнения непредусмотренных работ, составить дефектный акт и локальную смету к нему;
2) внести дополнение в годовой план закупок и разметить его в сети Интернет в установленном порядке;
3) определить ориентировочную стоимость закупки;
4) выбрать процедуру закупки и провести ее в установленном законодательством о государственных закупках порядке;
5) заключить договор с победителем процедуры закупки.

672 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме