Как определить ориентировочную стоимость предмета госзакупки при текущем ремонте? - jvs.by

Как определить ориентировочную стоимость предмета госзакупки при текущем ремонте?

Отдельные проблемы при применении законодательства о государственных закупках для закупок в строительстве возникают из-за коллизии с нормами, регулирующими строительную деятельность. Причем некоторые из них можно решить незначительной корректировкой действующих норм. 

Но пока такой корректировки нет, рассмотрим один из «квестов», которые необходимо пройти для решения вопроса о применении способа определения ориентировочной стоимости предмета при закупке работ (товаров, услуг) для текущего ремонта.

Майборода Владимир

Юрист

534 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


На основании каких документов проводится текущий ремонт?

Согласно п. 9 ст. 51 Закона № 300-З выполнение строительно-монтажных работ по текущему ремонту осуществляется на основании дефектного акта и сметы. 

Обращаем внимание, что возведение, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт, благоустройство объекта осуществляются в установленном порядке на основе утвержденной предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка является обязательной, и проектной документации, в том числе сметы (сметной документации) (п. 6 ст. 51 Закона № 300-З).

Из сравнения приведенных норм следует, что дефектный акт и смета не относятся к проектной документации.

Применение способов определения ориентировочной стоимости 

Ранее мы рассматривали вопросы действующего нормативного регулирования порядка определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки (далее — ПГЗ), в том числе в строительстве, поэтому в данной статье не будем повторяться*.

* См. статью В. Майбороды «Затратный способ определения ориентировочной стоимости предмета закупки в строительстве»

Справочно.
С разъяснением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 24.06.2021 № 14-01-10/1598 К «О закупках для строительства» (включая вопросы определения ориентировочной стоимости ПГЗ) можно ознакомиться по короткой ссылке bit.ly/3rTLWv4.

Рассмотрим возможность применения способов определения ориентировочной стоимости ПГЗ для текущего ремонта.

Проектно-сметный способ

Согласно подп. 1.4 п. 1 постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.04.2019 № 35 «О способах определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки» (далее — постановление № 35) проектно-сметный способ применяется в случае приобретения товаров (работ, услуг), необходимых для строительства объектов при осуществлении строительной деятельности (строительства). Ориентировочная стоимость ПГЗ определяется в том числе на основании проектной документации в соответствии с законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

По причине отсутствия проектной документации при выполнении текущего ремонта данный способ не может применяться для определения ориентировочной стоимости ПГЗ.

Способ изучения конъюнктуры рынка

Способ изучения конъюнктуры рынка является приоритетным (подп. 1.2 п. 1 постановления № 35). Методика его применения заключается в изучении различных источников с целью получения информации о ценах на закупаемые товары (работы, услуги). 

Справочно.
Перечень обязательных и рекомендуемых источников для изучения конъюнктуры рынка приведен в подп. 1.3 п. 1 постановления № 35.

В соответствии с ч. 3 подп. 1.3 п. 1 постановления № 35 при применении способа изучения конъюнктуры рынка:

— информация о ценах товаров (работ, услуг) должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой к проведению процедуры государственной закупки коммерческих и/или финансовых условий поставки товара (выполнения работы, оказания услуги);

— могут использоваться обоснованные коэффициенты и/или индексы для пересчета цены на товары (работы, услуги) с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и/или финансовых условий поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг).

На наш взгляд, основным препятствием для применения способа изучения конъюнктуры рынка к определению ориентировочной стоимости ПГЗ в случае текущего ремонта является сложность сопоставления условий проведения такого ремонта для различных объектов.

Так, согласно ст. 1 Закона № 300-З текущий ремонт объекта — совокупность работ, включая строительно-монтажные, пусконаладочные, и мероприятий по предупреждению износа, устранению мелких повреждений и неисправностей, улучшению эстетических качеств объекта, выполняемых в том числе с применением новых материалов и технологий.

Применение способа изучения конъюнктуры рынка предполагает сбор информации о сопоставимых условиях выполнения работ (оказания услуг), что в случае закупки работ (услуг) по выполнению текущего ремонта означает сопоставимый перечень и объем работ (услуг). Иными словами, сравнивать нужно с объектами, имеющими аналогичную степень износа, а также перечень и объем мелких повреждений и неисправностей. Кроме того, должны применяться те же или аналогичные материалы и технологии.

По нашему мнению, в случае применения способа изучения конъюнктуры рынка для определения ориентировочной стоимости ПГЗ при закупке работ (услуг) по текущему ремонту по причинам, изложенным выше, полученный результат может иметь существенные отклонения от реальной стоимости работ.

Таким образом, применение данного способа не является оптимальным.

Затратный способ

При применении затратного способа ориентировочная стоимость ПГЗ определяется как сумма произведенных затрат и обычной для определенного вида деятельности прибыли (дохода) (подп. 1.4 п. 1 постановления № 35).

То есть суть применения затратного способа в рассматриваемом случае состоит в определении затрат с учетом усредненной прибыли в строительстве.

Напомним, как определяется стоимость работ (услуг) по текущему ремонту в законодательстве, регулирующем строительную деятельность.

Нормативным документом при определении сметной стоимости строительства объекта и составлении сметной документации является Инструкция о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденная постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.11.2011 № 51 (далее — Инструкция № 51).

Согласно п. 7 Инструкции № 51 дефектные акты на объекты текущего ремонта являются основанием для определения стоимости строительства объекта. 

По текущему ремонту объектов строительства локальная смета (локальный сметный расчет) составляется по форме, указанной в приложении 1 к Инструкции № 51.

Как следует из раздела 3 Инструкции № 51, при расчете стоимости строительства, в том числе для текущего ремонта, учитываются следующие группы расходов: 

1) заработная плата. 

Для расчета применяется цена одного человеко-часа в размере, рассчитанном с учетом данных Национального статистического комитета о номинальной начисленной средней заработной плате работников по виду экономической деятельности «Строительство» в среднем по республике и установленной расчетной нормы рабочего времени Министерством труда и социальной защиты населения в расчете за месяц. Данная цена одного человеко-часа принимается как цена одного человеко-часа рабочего четвертого разряда;

Справочно.
Размер одного человеко-часа рабочих-строителей четвертого разряда в среднем по Республике Беларусь в денежном выражении для применения при определении сметной стоимости строительства объектов установлен постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 01.10.2021 № 85.

2) эксплуатация машин и механизмов. 

Расчет производится по цене одного машино-часа на основании цен, рассчитываемых по перечню машин и механизмов, приведенных в нормативах расхода ресурсов, с учетом данных мониторинга;

3) материалы, изделия, конструкции (оборудование, мебель, инвентарь). 

Цена материалов определяется на основании текущих цен с учетом данных мониторинга. При отсутствии данных мониторинга по ценам на материальные ресурсы — по текущим ценам производителя материалов на территории республики, а в случае отсутствия производителя — по текущим ценам поставщика материалов;

4) транспорт. 

Транспортные расходы, включая заготовительно-складские расходы, определяются от стоимости материалов по процентной норме;

5) общехозяйственные и общепроизводственные расходы. 

Определяются по процентной норме, утверждаемой Министерством архитектуры и строительства в установленном порядке, от заработной платы рабочих и машинистов, рассчитанной исходя из цены человеко-часа;

6) плановая прибыль.

Определяется по процентной норме, утверждаемой Министерством архитектуры и строительства в установленном порядке, от заработной платы рабочих и машинистов, рассчитанной исходя из цены человеко-часа.

Таким образом, все возможные виды затрат, а также усредненная прибыль, необходимая для применения затратного способа определения ориентировочной стоимости ПГЗ, содержатся в локальной смете, являющейся основанием для выполнения строительно-монтажных работ по текущему ремонту.

Резюме
Ориентировочная стоимость предмета государственной закупки, в том числе в строительстве, определяется по правилам, установленным постановлением № 35. Определение ориентировочной стоимости предмета государственной закупки может осуществляться посредством:
— проектно-сметного способа;
— изучения конъюнктуры рынка;
— затратного способа.
При закупке работ (услуг) по текущему ремонту наиболее оптимальным является затратный способ определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки, суть применения которого состоит в определении затрат с учетом усредненной прибыли в строительстве.
Согласно п. 9 ст. 51 Закона № 300-З выполнение строительно-монтажных работ по текущему ремонту осуществляется на основании дефектного акта и сметы. При этом смета должна быть составлена на основании утвержденного дефектного акта и в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих ценообразование в строительстве.

534 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме