Изменение условий договора строительного подряда при проведении государственной закупки

Комментарий к письму Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 22.11.2022 № 04-3-05/15549

Богатко Антон
Богатко Антон

Юрист, экономист, бизнес-тренер, разработчик бизнес-процессов организации и проведения процедур закупок, участник разработки НПА в сфере закупок 

Богатко Анна

Старший преподаватель филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный социальный университет» (г. Минск)


217 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон № 419-З) не допускается изменение условий договора при его исполнении в части предмета государственной закупки и требований к предмету государственной закупки, его объема (количества), порядка оплаты, сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цены договора, ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, за исключением случаев, установленных ч. 2 п. 1 ст. 25 данного Закона, а также Советом Министров Республики Беларусь. 

Так, изменение условий договора допускается в части предмета государственной закупки и требований к предмету государственной закупки, его объема (количества), порядка оплаты, сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цены договора в случаях, установленных в подп. 1.8 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"» (далее — постановление № 395).

В письме Министерства архитектуры и строительства Рес­публики Беларусь от 22.11.2022 № 04-3-05/15549 (далее — письмо № 15549) отражена возможность применения законодательства в сфере строительства в части, не противоречащей законодательству о государственных закупках. 

Увеличение объема работ при государственных закупках 

В  письме № 15549 со ссылкой на ч. 2 п. 10 Положения № 1553 отмечается, что неизменная цена корректируется в случаях изменения проектной, в том числе сметной, документации, за исключением ее изменения по причине возникновения дополнительных работ при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов с государственной поддержкой. 

Справочно.
С текстом письма № 15549 можно ознакомиться по короткой ссылке goo.su/TbSdzHk.

Исходя из данного утверждения, Минстройархитектуры ссылается на абз. 2 подп. 1.8 п. 1 постановления № 395, согласно которому допускается с учетом абз. 2 ч. 2 п. 10 Положения № 1553 заключение соглашения к договору о государственной закупке по выполнению строительных работ ввиду возникновения необходимости увеличения объема работ, услуг не более чем на 15 % по отношению к предусмотренному договором при его заключении объему (количеству) соответствующих работ. В этом случае стоимость таких работ увеличивается пропорционально увеличению их объема (количества), в том числе сопутствующих товаров (строительных материалов, изделий, конструкций), которые включены в неизменную договорную (контрактную) цену.

Из изложенного выше следует, что если при корректировке проектной, в том числе сметной, документации возникли не предусмотренные в неизменной цене подрядчика виды работ, которые не являлись предметом государственной закупки, не входили в описание предмета государственной закупки (ст. 21 Закона № 419-З), не предусмотрены в предложении подрядчика, как участника процедуры государственной закупки, на основании которой заключен договор, то применять нормы п. 1 ст. 25 Закона № 419-З и подп. 1.8 п. 1 постановления № 395 у заказчика нет оснований. Подписание такого соглашения к договору о государственной закупке запрещено. 

В случае корректировки проектной документации размер в 15 % должен считаться не по объему всех работ в целом, а конкретно тех, по которым произошло увеличение. 

Обратите внимание!
В случае, если вышеуказанные изменения повлекли увеличение объема более чем на 15 %, стороны договора о государственной закупке вправе подписать соглашение, руководствуясь Правилами № 1450, Положением № 1553, а также абз. 2 подп. 1.8 п. 1 постановления № 395 с учетом ст. 25 Закона № 419-З, на объем работ в пределах указанного процента. По части превышения подлежит проведению новая процедура государственной закупки после внесения изменений в годовой план государственных закупок. 

Необходимо отметить, что в случае, если корректировка проектной документации повлекла уменьшение объема работ и сопутствующих им товаров (строительных материалов, изделий, конструкций), которые включены в неизменную договорную (контрактную) цену, стороны договора о государственной закупке вправе подписать указанное соглашение на любой процент уменьшения объема, так как ограничения по проценту уменьшения не предусмотрено. Исключением будет являться случай, когда такое уменьшение кратно 100 %. В этой ситуации есть основания для расторжения договора (пп. 2, 5 ст. 25 Закона № 419-З). 

Дополнительные работы при государственных закупках

Немаловажным моментом, отраженным в письме № 15549, является ситуация, когда возникают дополнительные работы. Согласно абз. 9 подп. 1.8 п. 1 постановления № 395 допускается изменение предмета государственной закупки и требований к предмету государственной закупки, его объема (количества), сроков исполнения обязательств подрядчиком (исполнителем) в случае возникновения потребности в приобретении дополнительных работ, не предусмотренных проектной документацией, разработанной по стадии «Строительный проект», необходимость выполнения которых возникла в процессе строительства и подтверждена двухсторонним актом, подписанным заказчиком и разработчиком проектной документации. 

Справочно.
Стоимость дополнительных работ определяется в соответствии с п. 12 Положения № 1553.

Следует отметить, что право изменения договора о государственной закупке ввиду возникновения необходимости выполнения дополнительных работ возникло не с 01.07.2021, а с 10.10.2021 (постановление Совета Министров Рес­публики Беларусь от 06.10.2021 № 564 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь»). С 01.07.2021 при исполнении договоров о государственных закупках, заключенных по результатам процедур государственных закупок, проведенных после 01.07.2021 и до 10.10.2021, при возникновении дополнительных работ такие работы не подлежали выполнению подрядчиком по договору. Заключение соглашений к таким договорам было запрещено. 

В частности, исходя из абз. 2 п. 12 Положения № 1553 стоимость дополнительных работ формируется на основании их сметной стоимости, определенной в ценах на дату начала разработки сметной документации, с учетом прогнозного индекса цен в строительстве, утверждаемого Министерством экономики Республики Беларусь, месяца выполнения этих работ без учета снижений, принятых при выборе подрядчика. При этом пересчитывать уровень цены в локальных сметах, определенных на февраль 2020 г., в цены на июль 2020 г. не требуется. 

В случае формирования неизменной цены (цены предложения участника-победителя) процедуры государственной закупки ресурсным методом стоимость строительных материалов может быть определена с применением средневзвешенных, действующих (текущих) цен, определенных на основании данных о поставках и предварительно согласованных с организациями, с которыми подрядчик планирует сотрудничать при строительстве объекта (подп. 7.1 п. 7 Положения № 1553). Однако это относится к тем товарам, которые являются новыми для выполнения дополнительных работ по отношению к тем товарам, которые изначально были включены подрядчиком (участником-победителем по процедуре государственной закупки) в неизменную цену (цену предложения по государственной закупке).

С учетом изложенного стоимость строительных материалов определяется исходя из их сметной стоимости на дату начала разработки сметной документации, если такой порядок был принят для определения стоимости строительных материалов, включенных в неизменную договорную цену. 

Важно!
Стоимость строительных материалов, изделий, конструкций, использованных при выполнении дополнительных работ, определяется в том же уровне цен, что и стоимость материалов, изделий, конструкций, предусмотренных в расчете неизменной цены (цены предложения участника-победителя). Применение понижающих коэффициентов при расчете стоимости дополнительных работ будет необоснованно.

Отдельно стоит отметить ситуацию, когда на строительство объекта частично выделены бюджетные средства, которые направлены не по целевому назначению, а, например, для оплаты работ по разработке проектной, в том числе сметной, документации или предпроектной (предынвестиционной) документации либо на закупку технологического оборудования. В таком случае оснований для применения процедуры государственной закупки у заказчика нет, поскольку для совершения закупки строительных работ не предусмотрено бюджетное финансирование. 

Если у заказчика имеются разработанные и внедренные локальные правовые акты по закупкам при строительстве, то он при наличии на то оснований самостоятельно или с привлечением инженерной организации для оказания инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью посредством проведения процедуры закупки такой организацией определяет подрядчика и заключает договор строительного подряда, на который не распространяются требования Закона № 419-З и постановления № 395. 

Обратите внимание!
При внесении изменений в проектную документацию стороны вправе подписать дополнительное соглашение о внесении в нее изменений. При этом стороны должны руководствоваться ч. 2 п. 10 Положения № 1553, а при возникновении дополнительных работ — п. 12 Положения № 1553.

В случае, если для целей строительства не предусмотрено, не выделялось и не используется бюджетное финансирование, при наличии изменений в проектной документации стороны вправе подписать дополнительное соглашение, руководствуясь ч. 1 п. 10 Положения № 1553. 

Выводы, изложенные выше, основаны на «привязке» к источнику финансирования не предмета договора строительного подряда, а строительства в целом. 

217 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме