Государственные закупки: обновленные нормы и правила для участников

Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 № 136-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"» (далее — Закон № 136-З) излагается в новой редакции Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон № 419-З).

Нормативный правовой акт подготовлен и принят в связи с необходимостью приведения норм действующего Закона № 419-З в соответствие с Договором о Евразийском экономическом союзе, подписанным 29.05.2014 в г. Астане (далее — Договор о ЕАЭС), с положениями Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» (далее — Указ № 590), а также правоприменительной практикой. Закон № 136-З вступает в силу с 01.07.2019.

Амельченя Юлия

ведущий научный сотрудник отдела исследований в области гражданского, экологического и социального права Института правовых исследований НЦЗПИ, к.ю.н., доцент

Бакиновская Ольга

начальник отдела исследований в области гражданского, экологического и социального права Института правовых исследований НЦЗПИ, к.ю.н., доцент

Третьякова Анна

Юрист

3580 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Цифровизация процедуры закупок

В соответствии со ст. 6 Закона № 136-З в целях информационного и аналитического обеспечения государственных закупок создается государственная информационно-аналитическая система управления государственными закупками (далее — ГИАС), которая призвана обеспечить формирование, обработку, анализ, контроль, хранение и предоставление информации о государственных закупках путем взаимодействия с иными государственными информационными системами (ресурсами), электронными торговыми площадками и торговыми системами товарных бирж.

С целью поддержания «преемственности» Закона № 136-З и Закона № 419-З, а также с учетом положений Указа № 590 сохраняется также понятие «официальный сайт» и устанавливается, что с использованием официального сайта размещается и предоставляется информация, содержащаяся в ГИАС, которая является общедоступной и предоставляется безвозмездно.

Централизация закупок

Введение такого понятия, как «централизация государственных закупок», связано с приведением Закона № 419-З в соответствие с Указом № 590, предусматривающим возможность осуществления процедур закупок однородных товаров (работ, услуг) организатором для нужд нескольких заказчиков.

Справочно:
Централизация государственных закупок — организация и проведение процедур государственных закупок однородных товаров (работ, услуг) организатором для нужд нескольких заказчиков.

При централизации государственных закупок государственным органом (организацией) для заказчиков, находящихся в подчинении (входящих в состав) этого государственного органа либо акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности и переданы в его управление, а также для самого государственного органа определяется организатор из числа:

— подчиненных ему (входящих в его состав) организаций либо организаций, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности и переданы ему в управление;

— иных организаций по согласованию с государственным органом (организацией), в подчинении (составе, системе) которого находятся такие организации либо в управление которого переданы находящиеся в государственной собственности акции (доли в уставных фондах) этих организаций (с их согласия) (п. 2 ст. 13 Закона № 136-З).

Справочно:
Государственный орган (организация) может выступать организатором при централизации государственных закупок.

Требования к участникам

Единые требования к участникам процедур государственных закупок предусматриваются ст. 16 Закона № 136-З.

Речь идет, в частности, о требованиях, установленных законодательством к юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, осуществляющему поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом государственной закупки; а также о дополнительных требованиях к участникам, если такие требования установлены в соответствии с абз. 7 ст. 9 Закона № 136-З. Одним из таких требований является отсутствие юридического или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, в списке поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок (далее — Список) (п. 2 ст. 16 Закона № 136-З).

Справочно:
Предусматривается обязанность заказчика (организатора) в течение месяца со дня истечения срока для заключения договора либо расторжения заключенного договора направить в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам информацию о включении такого лица в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок (ст. 17 Закона № 136-З).

Порядок включения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в Список определен в ст. 17 Закона № 136-З. Подобный порядок формирования реестров недобросовестных поставщиков установлен в Российской Федерации и Республике Казахстан.

По сравнению с действующим Законом № 419-З Список дополняется случаем включения в него поставщиков (подрядчиков, исполнителей), с которыми заказчики (организаторы) в одностороннем порядке расторгли договоры о закупках, в ходе исполнения которых установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствовал требованиям к участникам, установленным документами, предоставляемыми для подготовки предложения, или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать участником-победителем процедуры государственной закупки, по результатам которой заключен договор.

Справочно:
Учтено положение п. 13 Протокола к Договору о ЕАЭС, согласно которому поставщики, уклонившиеся от заключения договора, либо не исполнившие его (ненадлежащим образом исполнившие), либо договоры с которыми расторгнуты, включаются в список на основании решения суда и (или) уполномоченных регулирующего и (или) контролирующего органа власти государства-члена в сфере закупок на два года.

Годовой план

Статья 19 Закона № 136-З содержит нововведения в отношении годового плана государственных закупок и устанавливает определенные требования к нему.

В отличие от Закона № 419-З, который содержит норму о необходимости ежегодного утверждения заказчиком годового плана государственных закупок и размещения его до 8 марта текущего года, новый закон предусматривает, что годовой план государственных закупок формируется ежегодно и после утверждения заказчиком подлежит размещению в течение 5 рабочих дней на электронной торговой площадке, за исключением сведений, составляющих государственные секреты. При этом операторы электронной торговой площадки и ГИАС обеспечивают размещение годового плана государственных закупок, изменений и (или) дополнений в такой план.

Только после размещения годового плана государственных закупок в ГИАС заказчик может проводить процедуры государственных закупок. Исключение составляет случай, предусмотренный п. 5 приложения к Закону № 136-З.

Справочно:
При появлении потребности в приобретении определенных товаров (работ, услуг) вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, аварии, необходимости срочного медицинского вмешательства применение иных видов процедур государственных закупок, требующих затрат времени, нецелесообразно (п. 5 Приложения к Закону № 136-З).

Приглашение

Содержание приглашения на участие в государственной закупке определено в ст. 22 Закона № 136-З. Во избежание дублирования информации, содержащейся в документах, предоставляемых для проведения той или иной процедуры государственной закупки, а также в приглашении на участие в них, предусматривается, что приглашение является частью документов, предоставляемых для подготовки предложения (п. 1 ст. 22 Закона № 136-З).

Тем самым исключается дублирование информации, содержащейся в приглашении и в аукционных, конкурсных документах, а также в документах, предоставляемых участнику для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений (абз. 4 п. 2 ст. 6 Закона № 136-З).

Условия договора

Законом № 136-З значительно переработаны, дополнены и реализованы в 3 статьях (ст. 24–26) нормативные предписания ст. 25 «Договор» Закона № 419-З. Помимо заключения договора ст. 2426 Закона № 136-З регулируются вопросы его изменения, расторжения, а также обеспечения исполнения обязательств по договору.

Справочно:
По результатам закрытого конкурса, процедуры запроса ценовых предложений в случае, если сведения о государственных закупках составляют государственные секреты, и закупки из одного источника договор заключается в письменной форме, а по результатам биржевых торгов — в порядке и форме, установленных законодательством о товарных биржах (п. 5 ст. 24 Закона № 136-З).

Следует отметить основные изменения, касающиеся заключения договора:

— обязательность заключения договора в электронном виде на электронной торговой площадке по результатам проведения открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений (п. 4 ст. 24 Закона № 136-З);

— установление нового срока заключения договоров по результатам проведенных процедур государственных закупок, который в совокупности со ст. 52 Закона № 136-З представляется следующим: по истечении 10 календарных дней со дня уведомления участников о выборе участника-победителя и не позднее 30 календарных дней со дня принятия решения о выборе участника-победителя.

С учетом того, что ГИАС содержит в том числе реестр договоров, информация о заключенных договорах не размещается на официальном сайте, как это необходимо в соответствии с Законом № 419-З.

Сведения о договоре государственной закупки, заключенном по результатам проведения процедуры закупки из одного источника, фактически содержатся в справке о проведении процедуры закупки из одного источника (ст. 49 Закона № 136-З), которая не позднее одного рабочего дня, следующего за днем ее утверждения, должна размещаться заказчиком (организатором) на электронной торговой площадке и составляется не позднее 5 рабочих дней со дня заключения договора.

Сроки

Статьей 23 Закона № 136-З устанавливаются новые сроки для подготовки и подачи предложений, и почти все они сокращаются в два раза.

Статья 23 Закона № 136-З
Статья 22 Закона № 419-З
Для открытого конкурса — не менее 15 календарных дней со дня размещения конкурсных документов на электронной торговой площадке (п. 2 Приложения 1 «Требования к организации и проведению конкурса, запроса ценовых предложений (запроса котировок), запроса предложений, аукциона и закупки из одного источника либо у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)» к Протоколу о порядке регулирования закупок, содержащемуся в Приложении 25 к Договору о ЕАЭС (далее — Приложение 1 к Протоколу к Договору о ЕАЭС))
Для открытого конкурса — не менее 30 календарных дней со дня размещения приглашения на официальном сайте.
Важно! При государственной закупке, ориентиро-вочная стоимость которой не превышает 3000 ба-
зовых величин, срок для подготовки и подачи предложений должен составлять не менее 15 календарных дней со дня размещения приглашения на официальном сайте (подп. 1.21 п. 1 Указа № 590)
Для закрытого конкурса — не менее 15 календарных дней со дня направления индивидуального приглашения потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям)
Для закрытого конкурса — не менее 30 календарных дней со дня направления индивидуального приглашения потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям)
Для электронного аукциона — не менее 15 календарных дней со дня размещения аукционных документов на электронной торговой площадке либо не менее 10 календарных дней, если ориентировочная стоимость предмета государственной закупки не превышает 3000 базовых величин (п. 8 Приложения 1 к Протоколу к Договору о ЕАЭС)
Для электронного аукциона — не менее 20 календарных дней со дня размещения приглашения на официальном сайте либо не менее 10 рабочих дней, если ориентировочная стоимость государственной закупки не превышает 3000 базовых величин
Для процедуры запроса ценовых предложений — не менее 5 рабочих дней со дня размещения документов, предоставляемых юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений, на электронной торговой площадке (п. 5 Приложения 1 к Протоколу к Договору о ЕАЭС)
Для процедуры запроса ценовых предложений — не менее 10 рабочих дней со дня размещения приглашения на официальном сайте (со дня направления индивидуального приглашения потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) в случае государственных закупок, сведения о которых составляют государственные секреты)

При проведении повторных процедур государственных закупок, за исключением процедуры запроса ценовых предложений, сроки для подготовки и подачи предложений сокращаются, исходя из п. 2 ст. 23 Закона № 136-З.

Следует отметить, что также скорректированы сроки для рассмотрения предложений на их соответствие требованиям конкурсных документов, документов процедуры запроса ценовых предложений и сроки оценки и сравнения предложений.

Справочно:
Сроки для подготовки и подачи предложений при проведении повторных процедур закреплены в п. 2 ст. 23 Закона № 136-З.

При этом срок рассмотрения предложений при проведении открытого и закрытого конкурса, а также срок рассмотрения первых разделов предложения при проведении электронного аукциона может быть продлен с учетом особенностей и (или) сложности предмета государственной закупки, но не более 45 календарных дней со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений (ст. 35, 37 и 42 Закона № 136-З).

Защита интересов, жалобы, оспаривание

Нормы главы 9 Закона № 136-З регулируют защиту прав и законных интересов лиц при осуществлении государственных закупок, контроль за соблюдением законодательства о государственных закупках, а также ответственность за нарушение законодательства о государственных закупках.

Законом № 136-З определены лица, сроки, а также порядок подачи жалобы (п. 2 ст. 52):

— юридическим или физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), товарной биржи, оператора электронной торговой площадки — до истечения срока для подготовки и подачи предложений;

— участником на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, за исключением жалоб в отношении документов, предоставляемых для подготовки предложения, — со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений, но не позднее 10 календарных дней со дня уведомления участников о выборе участника-победителя либо об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся;

— участником процедуры закупки из одного источника на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов — со дня получения предложения от заказчика о заключении договора до дня его заключения.

Справочно:
Участник либо иное юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, вправе подать жалобу в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам посредством ее размещения в ГИАС в реестре жалоб (ст. 52, ч. 2  п. 1 ст. 53 Закона № 136-З).

В случае проведения «открытых» процедур государственных закупок (открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений) уполномоченный государственный орган по государственным закупкам в течение 3 рабочих дней со дня размещения жалобы в ГИАС в реестре жалоб принимает ее к рассмотрению, приостанавливает процедуру государственной закупки и назначает место и время рассмотрения жалобы, о чем размещает соответствующую информацию в ГИАС в реестре жалоб (указанная информация размещается также на электронной торговой площадке).

Справочно:
При проведении закрытого конкурса, закрытой процедуры запроса ценовых предложений, биржевых торгов, процедуры закупки из одного источника жалоба подается письменно в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам.

Аналогичная процедура приостановления предусмотрена также для «закрытых» процедур (закрытого конкурса, закрытой процедуры запроса ценовых предложений), биржевых торгов и процедуры закупки из одного источника (ч. 2 п. 1 ст. 53 Закона № 136-З). Разница состоит в том, что информация о принятии жалобы к рассмотрению и о приостановлении процедуры государственной закупки не размещается в ГИАС и на электронной торговой площадке, а направляется уполномоченным государственным органом по государственным закупкам в письменной форме заказчику (организатору), товарной бирже, а также лицу, подавшему жалобу. Это обусловлено тем, что данные процедуры не проводятся на электронной торговой площадке.

Приостановление процедуры закупок

Процедура государственной закупки приостанавливается на срок рассмотрения жалобы, который не может превышать 10 рабочих дней. По сравнению с Законом № 419-З срок приостановления процедуры государственной закупки в связи с подачей жалобы значительно сокращен.

Справочно:
Заказчик не вправе заключать договор до принятия уполномоченным государственным органом по государственным закупкам решения по существу жалобы.

Сокращение срока рассмотрения жалобы связано со сроком заключения договора по результатам проведения процедуры государственной закупки, предусмотренным в Договоре о ЕАЭС (подп. 9 п. 2 Приложения 1 к Протоколу к Договору о ЕАЭС).

Еще один немаловажный момент, который предусмотрен п. 4 ст. 53 Закона № 136-З, — это обязанность для лиц, действия (бездействие) и (или) решения которых обжалуются, направить в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам отзыв на жалобу не позднее одного рабочего дня до дня ее рассмотрения.

Справочно:
В настоящее время срок приостановления процедуры государственных закупок — не более 30 календарных дней (п. 2 ст. 56 Закона № 419-З).

При этом закреплено также право лиц, законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, направить в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам возражение на жалобу не позднее одного рабочего дня до дня ее рассмотрения.

В случае проведения «открытых» процедур решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, размещается уполномоченным государственным органом по государственным закупкам до истечения срока приостановления процедуры государственной закупки в реестре жалоб.

Справочно:
Уполномоченный государственный орган по государственным закупкам на коллегиальной основе рассматривает жалобу и принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

При проведении «закрытых» процедур, биржевых торгов и процедуры закупки из одного источника уполномоченный государственный орган по государственным закупкам до истечения срока приостановления процедуры государственной закупки направляет соответствующее решение в письменной форме заказчику (организатору), товарной бирже, а также лицу, подавшему жалобу (ч. 3 п. 5 ст. 53 Закона № 136-З).

Предполагается, что новые нормативные предписания о порядке рассмотрения жалоб позволят усовершенствовать указанный механизм, сделав его максимально открытым и прозрачным.

Проверки

Введена абсолютно новая статья, регулирующая порядок проведения камеральных проверок (ст. 54 Закона № 136-З). Понятие «камеральная проверка» «завуалировано» в полномочиях уполномоченного государственного органа по государственным закупкам (ст. 10 Закона № 136-З).

Вместе с тем камеральная проверка проводится не по всем процедурам государственных закупок (например, в случае проведения «закрытых» процедур, биржевых торгов и процедуры закупки из одного источника камеральная проверка не проводится).

Справочно:
Основанием для камеральной проверки является принятая к рассмотрению жалоба (п. 1 ст. 54 Закона № 136-З).

Результаты камеральной проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о государственных закупках, отражаются уполномоченным государственным органом по государственным закупкам в акте камеральной проверки, размещаемом на электронной торговой площадке не позднее 5 рабочих дней со дня приостановления процедуры государственной закупки.

Заказчик (организатор) может направить возражения по акту камеральной проверки в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам посредством электронной торговой площадки не позднее 3 рабочих дней со дня размещения акта камеральной проверки (п. 2 ст. 54 Закона № 136-З).

Справочно:
Под камеральной проверкой понимается проверка по месту нахождения уполномоченного государственного органа по государственным закупкам на основании изучения документов и информации, полученных им в соответствии с законодательством, без истребования от проверяемого субъекта иных документов и информации (ст. 10 Закона № 136-З).

По результатам камеральной проверки и рассмотрения жалоб в случае выявления нарушений законодательства о государственных закупках уполномоченным государственным органом по государственным закупкам выносятся предписания, обязательные для исполнения заказчиком (организатором), товарной биржей, оператором электронной торговой площадки.

При проведении «открытых» процедур предписание размещается на электронной торговой площадке до истечения срока приостановления процедуры государственной закупки. В случае проведения «закрытых» процедур, биржевых торгов и процедуры закупки из одного источника предписание направляется заказчику (организатору), товарной бирже в письменной форме до истечения срока приостановления процедуры государственной закупки.

Справочно:
Указанные в предписании нарушения заказчик (организатор) обязан устранить в течение 5 рабочих дней со дня размещения (или направления) соответствующего предписания (п. 3 ст. 55 Закона № 136-З).

Результаты камеральной проверки, в ходе которой не выявлены нарушения законодательства о государственных закупках, оформляются справкой камеральной проверки, размещаемой на электронной торговой площадке не позднее 5 рабочих дней со дня приостановления процедуры государственной закупки (п. 3 ст. 54 Закона № 136-З).

Иные изменения

Иные новшества Закона № 136-З касаются:

— необходимости включения в состав комиссии по государственным закупкам преимущественно лиц, освоивших содержание согласованных с уполномоченным государственным органом по государственным закупкам образовательных программ дополнительного образования взрослых в сфере государственных закупок;

— закрепления требования о размещении утвержденных заказчиком конкурсных и аукционных документов на электронной торговой площадке не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их утверждения (п. 2 ст. 32 и п. 2 ст. 39); в настоящее время такие сроки не предусмотрены.

— приведения перечня случаев осуществления государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника в соответствие с аналогичным перечнем, содержащимся в Приложении 3 к Протоколу к Договору о ЕАЭС.

3580 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме