Вы на портале
Закупки при текущем ремонте

Физические лица как участники процедуры закупки

С приближением летней поры и периода ремонтов очень актуальным становится вопрос проведения процедуры закупки работ (услуг) для текущего ремонта помещений, находящихся в собственности юридических лиц.

Нужно ли проводить процедуру закупки в том случае, если работы по текущему ремонту помещения будут выполнять физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей?

Орбухин Григорий

юрист

2559 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Физические лица могут выполнять текущий ремонт на объекте (позиция «за»)

В обоснование допустимости осуществления ремонта физическими лицами, не зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, сторонники позиции «за» приводят Указ Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работы по гражданско-правовым и трудовым договорам» (далее — Указ № 314), а именно п. 1 данного Указа. Согласно этому пункту юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставляющие работу гражданам по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности (далее — гражданско-правовые договоры), обязаны заключать с ними указанные договоры в письменной форме и определять в этих договорах кроме условий, установленных законодательством, следующие существенные условия:

— порядок расчета сторон по гражданско-правовым договорам, включая суммы, подлежащие выплате;

— обязательство заказчика — юридического лица или индивидуального предпринимателя, предоставляющего работу гражданам по гражданско-правовым договорам (далее — заказчик), по уплате за них в установленном порядке обязательных страховых взносов на государственное социальное страхование в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты;

— обязательства сторон по обеспечению безопасных условий работы исходя из обязанностей сторон гражданско-правового договора, перечисленных в подп. 1.3 и 1.4 п. 1 Указа № 314, и ответственность за их невыполнение;

— основания досрочного расторжения гражданско-правового договора;

— ответственность за неисполнение заказчиком обязательств по оплате выполненной работы, оказанной услуги либо созданного объекта интеллектуальной собственности в виде неустойки в размере не менее 0,15 % невыплаченной суммы за каждый день просрочки;

— обязательство заказчика по уплате страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если выполнение работ, оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности по заключенным им гражданско-правовым договорам с гражданами осуществляется в местах, предоставленных заказчиком.

Далее следуют рассуждения, что Указом № 314 определена как возможность заключения гражданско-правовых договоров с гражданами, так и существенные условия данных договоров. При этом никаких изъятий не установлено.

Физические лица не имеют права выполнять текущий ремонт на объекте (позиция «против»)

В логике сторонников законности выполнения ремонта физическими лицами на объектах субъектов хозяйствования имеется существенный изъян.

На основании ст. 17 ГК граждане могут в соответствии с законодательством иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законодательными актами деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать не противоречащие законодательству сделки и участвовать в обязательствах; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

В ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» (далее — Закон № 300-З) определено, что подрядчик в строительной деятельности (далее — подрядчик) — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие право на осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и заключившие договор строительного подряда с заказчиком, застройщиком, инженером (инженерной организацией) в целях осуществления этой деятельности.

То есть законодатель исключил из субъектов строительной деятельности физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

При этом согласно той же ст. 1 Закона № 300-З физические лица могут быть заказчиками в строительстве.

Противоречия в законодательстве

Некоторый диссонанс в регулировании вопроса привлечения в качестве подрядчиков физических лиц для проведения текущего ремонта возник после принятия Указа Президента Республики Беларусь от 19.09.2017 № 337 «О регулировании деятельности физических лиц» (далее — Указ № 337).

Согласно подп. 1.1 п. 1 данного Указа в его первоначальной редакции к предпринимательской деятельности не относились осуществляемые физическими лицами, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, самостоятельно без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам перечисленные в данном пункте работы (деятельности), в том числе:

— штукатурные, малярные, стекольные работы;

— работы по устройству покрытий пола и облицовке стен;

— оклеивание стен обоями;

— кладка (ремонт) печей и каминов.

Ввиду более высокой нормативной силы Указа № 337 по сравнению с Законом № 300-З строительные работы, перечисленные в нем, имели право выполнять граждане Республики Беларусь, зарегистрированные в налоговой инспекции как осуществляющие самостоятельную деятельность без регистрации ИП (далее — самозанятые граждане). В том числе самозанятые граждане имели право выполнять строительные работы (по перечню Указа № 337) для юридических лиц. Однако в п. 4 Указа № 337 была сделана оговорка о том, что п. 1 этого Указа действует до вступления в силу закона Республики Беларусь, предусматривающего приведение ГК и НК в соответствие с настоящим Указом.

Изменения в ГК были приняты Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 № 135-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» и вступили в силу с 01.02.2019.

Теперь согласно абз. 34 ч. 4 п. 1 ст. 1 ГК к предпринимательской деятельности не относятся осуществляемые физическими лицами, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, по заказам граждан, приобретающих или использующих товары (работы, услуги) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе штукатурные, малярные, стекольные работы, работы по устройству покрытий пола и облицовке стен, оклеивание стен обоями, кладка (ремонт) печей и каминов.

Отличие нормы ГК от нормы, фигурировавшей в Указе № 337, в том, что заказчиками у самозанятых граждан могут быть только граждане, а целью приобретения работ (услуг) — любые цели, не связанные с предпринимательской деятельностью.

Таким образом, самозанятые граждане могли выполнять для юридических лиц и предпринимателей строительные работы (штукатурные, малярные, стекольные работы, работы по устройству покрытий пола и облицовке стен, оклеивание стен обоями, кладка (ремонт) печей и каминов) только с 22.10.2017 по 01.02.2019.

В настоящее время самозанятые граждане могут выполнять работы (оказывать услуги) только для граждан.

Соответственно, на сегодняшний день граждане, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, не могут участвовать в любой процедуре закупки строительных работ (услуг), проводимой юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

2559 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме