Вы на портале

Заключаем договор подряда с физическим лицом — нерезидентом, находящимся за границей (часть 2)

В первой части статьи была рассмотрена возможность заключения трудового договора с физическим лицом — нерезидентом, находящимся за границей. Кроме того, были проанализированы нормативные правовые акты, регулирующие договоры подряда с нерезидентами, а также приведен перечень существенных условий договора подряда.

Во второй части статьи автор детально рассматривает те из существенных условий, которые особенно важны в контексте заключения внешнеторгового договора подряда с иностранным гражданином, находящимся за границей. Освещены также вопросы уплаты налогов, взносов в ФСЗН и возможность продолжать работу после переезда в Беларусь.

Бык Яна
Бык Яна

Юрист

10518 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Вознаграждение подрядчика

Стороны внешнеторгового договора подряда вправе выразить стоимость работ как в иностранной валюте, официальный курс белорусского рубля к которой установлен Национальным банком (подп. 30.1 п. 30 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72, далее — Правила № 72), так и в белорусских рублях (подп. 28.2 п. 28 Правил № 72). Определяющим фактором является факт нахождения нерезидента за пределами Республики Беларусь, в связи с чем валютная операция по безналичному перечислению вознаграждения нерезиденту считается осуществляемой за пределами Республики Беларусь.

Справочно.
Под валютными операциями, осуществляемыми за пределами Республики Беларусь, в контексте операций по безналичному перечислению денежных средств понимается в том числе перечисление денежных средств со счета, открытого в белорусском банке, на счет, открытый в банках-нерезидентах (методом от обратного в соответствии с абз. 4 ч. 2 п. 2 и ч. 3 п. 2 Правил № 72).

Согласно письму Национального банка Республики Беларусь от 25.06.2015 № 31-15/495 «О выборе валюты в расчетах с нерезидентами» сторонам договора при выборе валюты расчетов следует учитывать положения международных договоров. Международные договоры могут ограничивать использование какой-либо иностранной валюты при проведении расчетов. Но если международное соглашение  не содержит четкого запрета на использование какой-либо иностранной валюты, допускается использование любой иностранной валюты, официальный курс белорусского рубля к которой установлен Национальным банком Республики Беларусь (п. 24 Правил № 72).

Справочно.
Республика Беларусь заключила соглашения о расчетах с Российской Федерацией, Украиной, Арменией, Грузией и многими другими государствами.

Помним о налогах

Вознаграждение за выполнение работ, полученное от белорусской организации, считается доходом, полученным от источника в Республике Беларусь (подп. 1.6 п. 1 ст. 197 НК), и признается объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц по ставке 13 % (подп. 1.2 п. 1 ст. 196 НК, п. 1 ст. 214 НК). Плательщиком признается физическое лицо (ст. 152 НК).

В то же время иностранный гражданин, находившийся в Республике Беларусь менее 183 дней в календарном году, не признается ее налоговым резидентом (ч. 1 п. 1 ст. 17 НК), однако является налоговым резидентом иностранного государства. В рассматриваемой ситуации существует риск двойной уплаты подоходного налога подрядчиком — в казну Республики Беларусь и иностранного государства, налоговым резидентом которого он является, — при получении одного дохода из одного источника в Республике Беларусь.

Рассмотрим конкретный пример применения норм международного соглашения  об избежании двойного налогообложения при выплате вознаграждения по договору подряда. Статья 14 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество (далее — Соглашение о налогах) предусматривает, что вознаграждение, полученное подрядчиком с постоянным местожительством в Российской Федерации в отношении работы по найму, по общему правилу не облагается налогом в Республике Беларусь, за исключением случаев, когда:

— наниматель или лицо, выплачивающее вознаграждение от его имени, имеет постоянное местопребывание в Российской Федерации, или

— расходы по выплате вознаграждения несет постоянное представительство или постоянная база, которые наниматель, будучи лицом с постоянным местопребыванием в Республике Беларусь, имеет в Российской Федерации.

Справочно.
Чтобы избежать обложения одного и того же дохода налогами в нескольких странах, государства заключают международные соглашения по вопросам избежания двойного налогообложения. Такие соглашения заключены Республикой Беларусь со многими государствами (Российская Федерация, Республика Польша и т.д.).

Как же применить данную норму международного соглашения?

Для уплаты подоходного налога только в пользу одного государства подрядчик должен предоставить заказчику, являющемуся его налоговым агентом (п. 1 ст. 23 НК), или непосредственно самому налоговому органу Республики Беларусь подтверждение  того, что подрядчик является резидентом иностранного государства, с которым имеется международный договор Республики Беларусь по вопросам налогообложения (ч. 1 п. 4 ст. 224 НК).

Справочно.
Подтверждение статуса налогового резидента выдается и заверяется уполномоченным на то органом иностранного государства (ч. 1 п. 4 ст. 224 НК) в виде справки на бумажном носителе или электронного документа (ч. 2 п. 4 ст. 224 НК).

При непредставлении налоговому агенту подтверждения  подоходный налог удерживается и перечисляется в бюджет Республики Беларусь (ч. 8 п. 4 ст. 224 НК).

Справочно.
Согласно разъяснению МНС «Об электронных сертификатах налогового резидентства» (размещено на официальном интернет-сайте МНС 16.03.2017) справка о налоговом резидентстве должна предоставляться в оригинале (за исключением копии, заверенной налоговыми органами, в которых находится оригинал документа). Налоговые органы Республики Беларусь принимают для целей применения международных соглашений сертификаты налогового резидентства, выданные иностранными налоговыми органами в электронном виде, при условии, что их подлинность не вызывает сомнений. В разъяснении приводится перечень стран, где широко применяется выдача справок в электронном формате с инструкциями по проверке подлинности документов.

Подтверждение может быть предоставлено как до, так и после уплаты подоходного налога (ч. 2 п. 4 ст. 224 НК) и действует на протяжении календарного года, в котором оно выдано (заверено), либо в течение указанного в нем периода (ч. 3 п. 4 ст. 224 НК). При наличии принятого подтверждения на текущий календарный год это подтверждение, выданное (заверенное) в декабре текущего года (то есть года, в котором выдано/заверено подтверждение) без указания периода, на который оно действительно, принимается налоговым органом или налоговым агентом в качестве подтверждения на последующий календарный год (ч. 4 п. 4 ст. 224 НК).

Предоставление подтверждения является основанием для освобождения от уплаты подоходного налога (ч. 9 п. 4 ст. 224 НК), в то время как предоставление подтверждения и соответствующего заявления после его уплаты в бюджет Республики Беларусь — основанием для возврата или зачета уплаченных сумм налога (ч. 9 п. 4 ст. 224 НК). 

Рекомендация.
Избежать двойного налогообложения можно иным образом. По требованию иностранного гражданина налоговый орган Республики Беларусь обязан выдать справку установленной формы об уплате (удержании) подоходного налога (п. 6 ст. 224 НК). Такая справка в дальнейшем подлежит предоставлению в налоговый орган иностранного государства, резидентом которого является подрядчик. После предоставления подоходный налог не подлежит перечислению в бюджет иностранного государства.

Уплата за подрядчика обязательных страховых взносов на государственное социальное страхование в ФСЗН

Как в белорусском праве?

Подрядчик — физическое лицо независимо от его гражданства подлежит обязательному государственному социальному страхованию в Республике Беларусь как лицо, работающее по договору подряда (ч. 1 ст. 7 Закона Республики Беларусь от 31.01.1995 № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования», далее — Закон № 3563). Выплата по договору подряда признается объектом для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН (ч. 1 ст. 1, абз. 2 ст. 2 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь», далее — Закон № 138). 

В то же время в случае, если подрядчик впоследствии не планирует воспользоваться положенными ему выплатами, представляется целесообразным избежать их уплаты на основании международных договоров о сотрудничестве в области социального обеспечения.

Что предлагает международный договор?

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона № 3563 положения международного договора имеют приоритет над нормами национального законодательства о социальном страховании.

В соответствии с Договором между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения (далее — Договор) по общему правилу застрахованные лица подпадают исключительно под действие законодательства о социальном страховании той страны, на территории которой они выполняют работу (п. 1 ст. 5 Договора). Из данного правила установлен ряд исключений.

Так, на подрядчика, выполняющего работы на территории того же государства, где он и проживает, если работодатель зарегистрирован на территории другого государства, распространяется законодательство той страны, на территории которой зарегистрирован работодатель, либо законодательство государства по выбору застрахованного (абз. 2 п. 2 ст. 5 Договора). Следовательно, подрядчик — гражданин Российской Федерации, проживающий на территории Российской Федерации и удаленно выполняющий работы для белорусской компании, вправе быть застрахованным в соответствии с белорусским законодательством или изъявить желание об уплате обязательных страховых взносов в фонд Российской Федерации.

Выбор применяемого законодательства оформляется путем подачи застрахованным лицом заявления заказчику о применении законодательства Российской Федерации в области социального страхования. Заказчик обязан в течение 5 рабочих дней со дня приема заявления уведомить соответствующий территориальный орган ФСЗН по месту своего нахождения о выборе, сделанном застрахованным лицом (п. 1 ст. 3 Соглашения о применении договора о сотрудничестве в области социального обеспечения  от 24.01.2006). Данный орган в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления направляет справку соответствующей формы в компетентный орган Российской Федерации.

Справочно.
Соглашение о применении договора о сотрудничестве в области социального обеспечения было заключено между Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь (с одной стороны) и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (с другой стороны).

Не документом единым

Законодательство устанавливает обязательную простую письменную форму для внешнеторгового договора вне зависимости от места его заключения (п. 2 ст. 1116 ГК). Несоблюдение данного требования влечет недействительность договора (п. 3 ст. 163 ГК).

Однако помимо одного документа, подписываемого обеими сторонами, существуют иные варианты заключения договора в письменной форме (ч. 1 п. 2 ст. 404 ГК), например:

1) составление документа в электронной форм е (в том числе электронного документа) и его подписание с использованием средств связи, технических средств, компьютерных программ, информационных систем или информационных сетей;

2) обмен по электронной почте скан-копиями документов, подписанными сторонами собственноручно (ч. 1 п. 2 ст. 404 ГК);

3) обмен по электронной почте документами, подписанными сторонами с использованием средств связи и иных технических средств, компьютерных программ, информационных систем или информационных сетей (ч. 1 п. 2 ст. 404 ГК).

Справочно.
Электронный документ представляет собой документ в электронном виде с реквизитами, позволяющими установить его целостность и подлинность, которые подтверждаются путем применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи с использованием при проверке электронной цифровой подписи открытых ключей организации или физического лица (лиц), подписавших этот электронный документ (абз. 16 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 28.12.2009 № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи»).

При выборе указанных вариантов заключения договоров важно помнить, что способ подписания договора должен обеспечивать надежную идентификацию участников сделки во избежание возникновения споров со стороны недобросовестных  контрагентов (п. 2 ст. 404 ГК). 

Справочно.
Недобросовестный подрядчик может попытаться оспорить, что подпись на документе принадлежит ему или же факт принадлежности ему адреса электронной почты, с которой направлялся подписанный документ. Это повышает вероятность признания внешнеэкономической сделки недействительной в силу несоблюдения простой письменной формы (п. 3 ст. 163 ГК).

С целью минимизации рисков предлагаем:

1) добавить в раздел договора «Иные положения» образцы подписей обеих сторон (как собственноручных, так и факсимиле). Поскольку подписание документов будет производиться между сторонами на расстоянии, существует риск оспаривания со стороны подрядчика как воспроизведенной, так и собственноручной подписи;

2) указать в разделе договора «Иные положения» адреса электронной почты сторон, которые используются при передаче подписанных документов. Всю переписку сторон по поводу заключения договора также следует вести с использованием этих же адресов электронной почты.

Не рекомендуется использовать в качестве каналов связи мессенджеры, где существует возможность удаления данных. Впоследствии такая функция может быть с умыслом использована недобросовестным контрагентом. 

Справочно.
Если стороны указали в договоре, что они признают только собственноручное подписание договора, а договор впоследствии будет подписан, например, с использованием факсимиле, письменная форма договора не будет считаться соблюденной, поскольку требование ч. 1 п. 2 ст. 404 ГК не будет соблюдаться (соглашение сторон говорит о признании лишь собственноручных подписей).

Законодателем предусмотрена также возможность соблюдения простой письменной формы договора путем совершения конклюдентных действий (п. 3 ст. 404 ГК). Примером может служить направление подрядчиком оферты, содержащей все существенные условия внешнеторгового договора подряда, с указанием действий заказчика по ее акцепту (например, совершение оплаты). В таком случае оплата заказчика будет считаться акцептом оферты, в связи с чем письменная форма договора будет считаться соблюденной.

Хотелось бы отметить, что вышеприведенный способ заключения договора не является надежным ввиду того, что договор заключается не при установлении правоотношений, а в момент, когда работы уже завершены и подлежат оплате. Кроме того, данный способ заключения договора неудобен для долгосрочного сотрудничества сторон, поскольку при каждом платеже необходимо подготавливать новую оферту.

Первичные учетные документы

Расчеты между сторонами за выполнение работ (оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности) необходимо отражать в бухгалтерском учете юридического лица — резидента (хозяйственные операции). Каждая хозяйственная операция оформляется первичным учетным документом (далее — ПУД) (п. 1 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности», далее — Закон № 57). Согласно абз. 5 п. 2 ст. 10 Закона № 57 одним из обязательных реквизитов ПУД являются подписи лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления. Хотя законодатель не уточняет, что подпись сторон должна быть собственноручной, судебная практика идет по пути признания ПУД, подписанных сторонами не собственноручно, как недействительных.

В то же время законодательно не запрещено установить иной способ подписания ПУД. Если стороны предусмотрят в договоре согласие на подписание ПУД с использованием средств связи и иных технических средств, информационных систем или информационных сетей и приведут в договоре образцы подписей в качестве достоверных, такие ПУД будут иметь юридическую силу.

Справочно.
Пункт 1 ст. 161 ГК (который имеет приоритет над Законом № 57) допускает подписание сделок с использованием средств связи и иных технических средств, компьютерных программ, информационных систем или информационных сетей при условии, что такой способ подписания позволяет достоверно идентифицировать, что документ исходит от стороны сделки. Приведение образцов подписей, воспроизведенных с использованием различных средств, в качестве достоверных будет являться свидетельством достоверности документов, подписанных таким образом.

Переезд — что дальше?

Допустимо ли подрядчику впоследствии переехать в Беларусь, жить и выполнять работы по договору подряда?

Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать статус потенциального подрядчика-нерезидента, прибывшего в Беларусь.

Все иностранцы (далее по тексту «иностранец» применяется как по отношению к иностранному гражданину, так и по отношению к лицу без гражданства), находящиеся на территории Республики Беларусь, делятся на 3 категории в зависимости от их режима пребывания: временно пребывающие, временно проживающие и постоянно проживающие  (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», далее — Закон № 105).

Справочно.
Временно пребывающий иностранец — это лицо, прибывшее в Республику Беларусь не более чем на 90 суток в календарном году на основании визы или без нее (абз. 5 ч. 1 ст. 1 Закона № 105). Временно проживающий иностранец находится на территории нашей страны на основании разрешения на временное проживание (абз. 6 ч. 1 ст. 1 Закона № 105), постоянно проживающий — на основании разрешения на постоянное проживание (абз. 14 ч. 1 ст. 1 Закона № 105).

Согласно ч. 1 ст. 11 Закона № 105 постоянно проживающие иностранцы имеют право заниматься предпринимательской деятельностью (то есть выполнять работы, оказывать услуги, создавать объекты интеллектуальной деятельности с целью систематического получения прибыли (ч. 2 п. 1 ст. 1 ГК)) наравне с гражданами Республики Беларусь. В свою очередь, иностранцы, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, не вправе осуществлять в Республике Беларусь предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь (п. 3 ст. 11 Закона № 105). Следовательно, иностранец без вида на жительство не может выполнять работы по договору подряда на территории Республики Беларусь. 

Справочно.
Закон № 105 не запрещает временно пребывающим и временно проживающим иностранцам заниматься трудовой деятельностью. Порядок занятия трудовой деятельностью иностранцами, временно пребывающими и временно проживающими в Республике Беларусь, определяется специальными законодательными актами Республики Беларусь, к числу которых относится Закон Республики Беларусь от 30.12.2010 № 225-З «О внешней трудовой миграции» (ч. 2 ст. 11 Закона № 105).

10518 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме