Вы на портале

Служебные произведения: работаем без ошибок (часть 1)

Работа по трудовому договору может подразумевать творчество. Например, инженер-программист разрабатывает компьютерные программы, фотограф делает фотографии, художник-дизайнер компьютерной графики создает графические и видеоматериалы, журналист пишет статьи. Все это может быть результатом творчества, интеллектуальной деятельности. Однако интересы нанимателя не всегда совпадают с правами работника. 

Как правильно оформить создание служебных произведений, чтобы на случай спора иметь доказательства?

Цымбалист Анна
Цымбалист Анна

Старший юрист «Алейников и Партнеры»

Сущенко Юлия
Сущенко Юлия

Старший юрист практики корпоративного и трудового права, а также слияния и поглощения ИООО «Сорайнен и партнеры» (Sorainen)

Коваленко Алена
Коваленко Алена

Юрист «Алейников и Партнеры»

5919 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Служебное произведение: основы правового регулирования

По общему правилу все личные неимущественные и имущественные права в отношении таких результатов принадлежат их авторам (ч. 1 п. 1 ст. 982 ГК). Однако если автор создает произведение, потому что он должен это делать по трудовому договору, возникающие у него в отношении произведения права вступают в противоречие с интересами нанимателя: он поручил работнику работу, выплачивает ему зарплату и хочет получить результат, свободный от прав третьих лиц, в том числе от прав самого работника. Такие интересы нанимателя в Республике Беларусь защищает институт «служебного произведения».

Какие преимущества служебное произведение дает нанимателю:

— исключительное право на служебное произведение с момента его создания переходит к нанимателю (п. 1, ч. 1 п. 2 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 17.05.2011 № 262-З «Об авторском праве и смежных правах», далее — Закон). Наниматель вправе использовать служебное произведение по своему усмотрению, разрешать или запрещать другим лицам использовать его;

— наниматель не ограничен в обнародовании служебного произведения, а работник-автор не вправе его отозвать (п. 4 ст. 17 Закона);

— наниматель не ограничен правом работника-автора на неприкосновенность служебного произведения в случаях, когда нужно внести изменения, сокращения, дополнения в такое произведение, чтобы адаптировать его к конкретным условиям использования (п. 6 ст. 17 Закона).

Рекомендация.
Условие об использовании служебного произведения без указания имени автора можно включить в трудовой договор (или дополнительное соглашение к нему), или положение о служебных произведениях, или иной аналогичный документ.

Таким образом, за работником в полном объеме сохраняются только право авторства и право на имя (ст. 15, 17 Закона). Если наниматель планирует указывать в произведении только свое имя или наименование, то ему следует заручиться письменным согласием своего работника на то, что созданные им служебные произведения будут использоваться без указания имени автора (анонимно). Сделать это можно как в трудовом договоре, так и в другом документе, который подписывает работник.

Когда отношения между работником и нанимателем оформлены неправильно

Главным последствием неправильного оформления отношений между нанимателем и работником (в части создания служебных произведений) является то, что наниматель оплатил труд работника, но при этом не вправе использовать его результаты.

Если наниматель использовал произведение, исключительное право на которое принадлежит работнику, без его разрешения, работник может взыскать с нанимателя:

— убытки или компенсацию в размере 1–50 базовых величин (конкретный размер определяет суд — п. 2 ст. 56 Закона);

— компенсацию морального вреда (ст. 152 ГК), причиненного нарушением личных неимущественных прав работника в отношении произведения (ч. 1 п. 1 ст. 15 Закона);

— судебные расходы (государственную пошлину, иные издержки, связанные с рассмотрением дела в суде), если убытки, компенсации, указанные выше, взыскиваются в судебном порядке (ст. 135 ГПК).

Справочно.
Подробнее о компенсации морального вреда, причиненного нарушением личных неимущественных прав автора, читайте в решении Верховного Суда Республики Беларусь по делу № 12-01/93-2018 от 08.11.2018.

Задание нанимателя: устное или письменное?

В соответствии с трудовым законодательством работник обязан выполнять письменные и устные приказы (распоряжения) нанимателя, не противоречащие законодательству и локальным правовым актам (п. 2 ч. 1 ст. 53 ТК). Суды не исключают возможность выдачи нанимателем заданий в устной форме.

Если задания поручаются только устно (при отсутствии другого основания для признания произведения служебным), это может создать проблему для нанимателя. Так, если работник будет требовать признания прав на произведение за ним, нанимателю для подтверждения обратного нужно будет доказать факт наличия задания и его содержание. Для этого следует заручиться показаниями свидетелей.

Справочно. 
Именно на показания свидетелей ориентировалась, например, судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда при вынесении апелляционного определения № 33-1578/2015 от 16.06.2015 по делу № 33-1578/2015, а также Волжский районный суд г. Саратова в решении № 2-2045/14 2-2045/2014 2-2045/2014~М-1031/2014 М-1031/2014 от 01.07.2014 по делу № 2-2045/14. Судебная практика белорусских судов, которая бы отвечала на поставленный вопрос, нам неизвестна. Поскольку законодательство Республики Беларусь и Российской Федерации схоже, а суды двух государств, как правило, применяют идентичные подходы, мы оцениваем выводы судов Российской Федерации.

Будут ли свидетели готовы поддержать нанимателя в спорной ситуации, заранее прогнозировать невозможно. Поэтому с точки зрения безопасности и правовой определенности для нанимателя задание в письменной форме явно выигрывает. Но только если оно оформлено правильно. 

Как правильно оформить служебное задание?

К наиболее распространенным ошибкам в оформлении служебного задания относятся:

— слишком широкое описание произведения, которое наниматель поручает создать работнику, например «разработка мобильного приложения под операционную систему iOS». С такой формулировкой в задании будет сложно доказать, что приложение, которое, например, напоминает пользователям о том, что нужно вынести мусор, — это и есть то самое «приложение под операционную систему iOS»;

— описание произведения, которое нужно создать работнику, в мельчайших деталях, когда они не имеют существенного значения для нанимателя. Творческая работа подразумевает, что детали проекта могут меняться. Например, фотография с ежиками под елкой в итоге окажется фотографией с ежиками под ивой;

— бездействие нанимателя по мере внесения изменений в проект. Например, если к проектной группе подключаются новые работники, а факт ознакомления их с письменным заданием никак не фиксируется; или истекает срок действия задания, а работа над проектом продолжается, и т.д.

Рекомендация.
В служебном задании нанимателю следует указать название произведения (рабочее или окончательное) или описать произведение таким образом, чтобы впоследствии можно было установить связь произведения с конкретным служебным заданием.

В практике часто встречается еще один вопрос, который в большей мере касается IT-специалистов. В их работе для постановки заданий часто используются системы управления проектами и другие сервисы (Jira, Redmine, Confluence и др.). Является ли информация из этих источников допустимым доказательством в суде? На этот счет законодательство однозначного ответа не дает, белорусские суды конкретную позицию не сформировали. Если наниматель желает непременно уйти от «бумажной» постановки заданий на создание служебных произведений и планирует ставить такие задания исключительно в цифровом виде, то ему следует учитывать некоторые нюансы:

— системы управления проектами, репозитории и прочие сервисы, пригодные для фиксации заданий и результатов их выполнения, могут быть «развернуты» на сервере нанимателя или третьего лица, как правило, «поставщика» сервиса. Принципиальная разница между ними может быть в том, что в первом случае наниматель имеет свободный доступ к серверам и потенциально может влиять на содержание информации, которая там хранится (логи, время доступа и пр.). Ко вторым, как правило, свободного доступа нет. Соответственно, уровень доверия со стороны суда к данным, полученным в первом и во втором случае, может отличаться в пользу второго;

— то, что для постановки задания на создание служебных произведений используются Jira, Confluence и прочие программные продукты, лучше зафиксировать письменно с описанием относящихся к вопросу процессов (кто может ставить задания, с какого момента задание считается принятым в работу и т.д.). Можно разработать отдельный локальный НПА с описанием процессов или закрепить соответствующие условия в трудовом договоре с работником;

— оформление учетных записей работников: следует создавать имена учетных записей таким образом, чтобы они однозначно идентифицировали конкретного работника, который с использованием этой учетной записи принимает в работу задания, отражает прогресс их выполнения, загружает результаты выполнения заданий и т.д. Для этого целесообразно использовать реальное имя и инициалы работника, домен нанимателя, зафиксировать имя учетной записи работника в документе, который предоставляется для ознакомления работнику под подпись (приказ нанимателя, иной документ), а также дату его присвоения.

Рекомендация.
При использовании электронных систем управления проектами и иных аналогичных сервисов нанимателю следует разработать ЛНПА, в котором будет описан порядок использования таких программных средств, особенность постановки задач, отметок об их выполнении, порядок предоставления работнику доступа к проекту и т.д.

Если создание произведений предусмотрено трудовым договором

Если служебное произведение создается в порядке выполнения обязанностей, обусловленных трудовым договором, нанимателю следует оформить соответствующие обязанности работника надлежащим образом. Должностные обязанности работника чаще всего содержатся в должностной инструкции. 

Рекомендация.
В должностной инструкции необходимо перечислить обязанности конкретного работника. Если наниматель использует типовые должностные инструкции, их следует адаптировать под круг выполняемых работником задач.

К наиболее распространенным ошибкам в оформлении должностной инструкции в данном контексте относятся:

— наниматель использует образец должностной инструкции, взятой из Интернета (или составляет ее сам только на основании ЕКСД), и не адаптирует ее под реальные функции, которые выполняет работник. Например, в стандартных шаблонах должностной инструкции маркетологу не указана обязанность создавать презентации. Тем не менее презентации могут быть объектами авторского права и маркетологи часто создают их для своих нанимателей;

— наниматель не знакомит работника с должностной инструкцией под подпись. В таком случае она не может быть документом, который определяет должностные обязанности данного работника;

— работник на руководящей должности время от времени участвует в создании, доработке произведений для нанимателя (например, начальник отдела разработки программного обеспечения может участвовать в разработке и (или) доработке исходного кода компьютерных программ), но его должностная инструкция такой обязанности не предусматривает.

В следующем номере авторы ответят на такие популярные вопросы, как: кому принадлежит исключительное право на произведение, если работник создал его в нерабочее время с использованием собственной техники? что делать, если работники регулярно создают служебные произведения в нерабочее время? как разграничить служебные произведения и личные проекты работника?

Дополнительно по теме:
>>Договоры на разработку программных продуктов: правильно заключаем, исполняем и готовимся к спору в суде
>>Объекты авторского права: виды и возникновение правовой защиты 

5919 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме