Вы на портале

Изменения в маркировке товаров: планируем дополнительные издержки

Нормативный акт: Указ Президента Республики Беларусь от 06.01.2021 № 9 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» (далее — Указ № 9)

Дата вступления в силу: 08.07.2021

Указом № 9 внесены изменения в Указ от 10.06.2011 № 243 «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками» (далее — Указ № 243).

Необходимость маркировки товаров предусмотрена не только национальным законодательством Беларуси. В частности, наша страна является участницей Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС (заключено в г. Алматы 02.02.2018, далее — Соглашение). В развитие Соглашения в ЕАЭС принят ряд документов, регулирующих маркировку, например, автомобильных шин, духов, обуви, одежды и т.д. Заметим, что указанный перечень товаров со временем будет увеличиваться.

Рассмотрим произошедшие изменения подробнее.

Михайлов Александр

Специалист таможенного дела


8328 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Справочно.
Советом Евразийской экономической комиссии введена маркировка:
• духов и туалетной воды (решение от 18.11.2019 № 128);
• шин и покрышек пневматических резиновых (решение от 18.11.2019 № 129);
• фотокамер (кроме кинокамер), фотовспышек и ламп-вспышек (решение от 18.11.2019 № 130);
• товаров легкой промышленности (решение от 18.11.2019 № 127);
• обувных товаров (решение от 08.08.2019 № 72) и т.д.

Унификация средств маркировки

Указ № 9 предусматривает только два вида маркировки: унифицированный контрольный знак и средства идентификации, что сократит издержки при изготовлении таких знаков.

Справочно.
Унифицированный контрольный знак — документ с определенной степенью защиты. Средство идентификации — последовательность символов в машиночитаемой форме, представленная в виде штрихового кода (радиочастотной метки, иного средства автоматической идентификации).

В настоящее время постановление МНС от 09.08.2011 № 32 «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками» (им же утверждена Инструкция о порядке учета, хранения, реализации, уничтожения и признания недействительными контрольных (идентификационных) знаков, далее — Инструкция) устанавливает различные виды контрольных (идентификационных) знаков в зависимости от наименования и количества товаров в потребительской таре.

Налоговые органы не участвуют в реализации средств маркировки

В настоящее время в п. 2 Инструкции закреплено, что реализация контрольных знаков осуществляется Министерством финансов путем выдачи контрольных знаков юридическим лицам и ИП издательством «Белбланкавыд» на основании заявок инспекций МНС. Для размещения заявки указанные субъекты обращаются с заявлением (в виде электронного документа) путем направления на интернет-портал МНС либо на бумажном носителе в соответствующую инспекцию.

Указом № 9 предусмотрено, что генерацию кодов маркировки, в том числе по предложениям субъектов хозяйствования, реализацию унифицированных контрольных знаков, кодов маркировки, средств идентификации и т.д. будет осуществлять оператор системы маркировки, то есть РУП «Издательство «Белбланкавыд». 

Тем самым налоговые органы будут исключены из цепочки по реализации средств маркировки. Это сделано в том числе в целях сокращения затрат государства на налоговое администрирование. 

Справочно.
МНС по-прежнему осуществляет контроль за оборотом товаров, а также межведомственную координацию деятельности госорганов по контролю за оборотом товаров, подлежащих маркировке, поскольку Указом № 9 это министерство определено в качестве уполномоченного органа в соответствии с Соглашением.

Изменение порядка предоставления отчетности и сведений

Подпунктом 1.6 п. 1 Указа № 243 предусмотрено, что юридические лица и ИП ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в налоговый орган по месту постановки на учет:

• отчет об использовании контрольных (идентификационных) знаков;

• отчет об объемах производства, ввоза, реализации, использования товаров, промаркированных такими знаками.

Вместе с тем ряд сведений теперь будут представляться субъектами хозяйствования в государственную информационную систему маркировки товаров согласно Положению о функционировании соответствующей системы. Передаче подлежит информация об унифицированных контрольных знаках, кодах маркировки, средствах идентификации, защищенных материальных носителях (носителях с нанесенными средствами идентификации), знаках защиты и их обороте, а также о товарах, подлежащих маркировке, и их обороте.

Обязанность по представлению указанной информации возлагается на субъектов, осуществляющих:

• производство товаров, включенных в перечни товаров, подлежащих маркировке;

• ввоз, в том числе в рамках трансграничной торговли, на территорию Беларуси товаров, включенных в перечни товаров, подлежащих маркировке;

• торговлю товарами, включенными в перечни товаров, подлежащих маркировке, приобретенными в рамках розничной торговли и возвращенными продавцам покупателями; 

Справочно.
Передача в систему маркировки информации в отношении унифицированных контрольных знаков осуществляется в виде электронного документа, за исключением ИП, которыми передача сведений может осуществляться на бумажном носителе до 1 июля 2022 г. Передача в систему маркировки информации в отношении кодов маркировки, средств идентификации, защищенных материальных носителей и т.п. осуществляется в виде электронного документа.

• комиссионную торговлю непродовольственными товарами, включенными в перечни товаров, подлежащих маркировке, на основании заключенных с физическими лицами, не являющимися ИП, договоров ко-миссии;

• оптовую и (или) розничную торговлю остатками товаров, включенных в перечни товаров, подлежащих маркировке, возникающими на дату включения товаров в эти перечни, и т.д.

Очевидно, что осуществление указанных мероприятий потребует доработки программного обеспечения, используемого субъектами хозяйствования в своей деятельности, а также дополнительных финансовых расходов. 

Изменен порядок нанесения средств маркировки

В соответствии с п. 2 Положения о маркировке товаров унифицированными контрольными знаками (далее — Положение о маркировке), утвержденного Указом № 243 (в редакции Указа № 9), товары маркируются субъектами хозяйствования, осуществляющими:

1) ввоз на территорию Беларуси товаров, в отношении которых:

— не совершаются таможенные операции и не проводится таможенный контроль, — за пределами Беларуси либо на территории уполномоченных складов;

— совершаются таможенные операции и проводится таможенный контроль, — за пределами или на территории Беларуси: 

• до помещения таких товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления (реимпорта) — на таможенном складе либо на складе временного хранения;

• после помещения товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления (реимпорта) — на уполномоченных складах до их реализации, в местах производства, упаковки, хранения;

2) производство товаров на территории Республики Беларусь — до их реализации, а при транспортировке — до начала их транспортировки (за исключением транспортировки между структурными подразделениями субъектов хозяйствования, местами осуществления их деятельности, без выезда на автомобильные дороги общего пользования, или в пределах торгового центра, рынка, строительной площадки*). Маркировка товаров осуществляется в местах производства, упаковки (переупаковки), хранения товаров;

  * Примечание введено Указом № 9.

3) оптовую (розничную) торговлю на территории Беларуси товарами, возвращенными покупателями, комиссионную торговлю непродовольственными товарами на основании заключенных с физическими лицами (не ИП) договоров комиссии, — до реализации таких товаров (включая предложение таких товаров для реализации, в том числе до их выставления в месте реализации, демонстрации образцов*).

  * Примечание введено Указом № 9.

В Положении о маркировке предусмотрена норма о том, что товары считаются маркированными, если на них (или упаковку) нанесены унифицированные контрольные знаки и достоверные сведения о таких товарах и контрольных знаках содержатся в системе маркировки.

Это необходимо для того, чтобы государственные органы и субъекты хозяйствования  понимали, что является правомерным поведением. Особенно это актуально при определении наличия оснований для привлечения субъекта хозяйствования к административной ответственности. 

Справочно.
Пунктом 6 Положения о маркировке установлено, что приобретенные унифицированные контрольные знаки не подлежат отчуждению или иной передаче другим лицам, за исключением случаев:
— передачи их для нанесения на товар или его упаковку;
— возврата неиспользованных контрольных знаков оператору системы маркировки;
— передачи их правопреемнику при реорганизации (в настоящее время такая норма отсутствует).

Определены основания для отказа в реализации контрольных знаков

Пункт 5 Положения о маркировке устанавливает, что субъектам хозяйствования отказывается в реализации унифицированных контрольных знаков в случаях неполной оплаты их стоимости или нахождения субъектов в процессе ликвидации. 

Заметим, что согласно подп. 1.5¹ п. 1 действующей в настоящее время редакции Указа № 243 юридическим лицам и ИП отказывается в реализации контрольных (идентификационных) знаков только в случае получения налоговыми органами уведомления от регистрирующего органа о начале процедуры ликвидации. 

Неиспользование средств маркировки и условия возврата бракованных знаков

Пунктом 9 Положения о маркировке предусмотрено, что унифицированные контрольные знаки являются неиспользованными до момента нанесения их на товар или его упаковку. В свою очередь неиспользованные знаки с производственным браком могут быть возвращены оператору системы маркировки в течение года с момента их реализации.

Под производственным браком понимаются:

• механические повреждения, морщины, складки, отслоение от несущей ленты унифицированных контрольных знаков;

• несчитываемость двухмерного штрихового кода;

• невозможность отделения знаков от несущей ленты унифицированных контрольных знаков;

• недостаточное количество номеров унифицированных контрольных знаков в бобине (ленте), упаковке, обнаруженное при вскрытии упаковки;

• несоответствие содержания упаковки информации, указанной на ярлыке (этикетке) данной упаковки.

Возврат неиспользованных унифицированных контрольных знаков с производственным браком осуществляется с оформлением на бумажном носителе или созданием в виде электронного документа товарно-транспортной или товарной накладной. Оператор системы маркировки организует экспертизу подлинности и качества знаков по заключенным договорам о проведении экспертизы. При подтверждении брака контрольных знаков экспертиза субъектом хозяйствования не оплачивается.

Оператор системы маркировки в течение одного месяца с момента возврата контрольных знаков с производственным браком по выбору субъекта хозяйствования возмещает ему стоимость таких знаков или производит их замену на контрольные знаки надлежащего качества.

Средства, внесенные в оплату стоимости унифицированных контрольных знаков, не возвращаются субъекту хозяйствования в случае неподтверждения производственного брака.

Когда не нужна маркировка 

Указом № 243 (в редакции Указа № 9) утверждены два перечня товаров, маркировка которых не требуется:

• Перечень товаров без унифицированных контрольных знаков либо с нанесенными на них знаками, на которые не распространяется запрет оборота на территории Беларуси (далее — Перечень 1);

• Перечень товаров без нанесенных на них или их упаковку средств идентификации либо с нанесенными средствами идентификации, на которые не распространяется запрет оборота на территории Беларуси (далее — Перечень 2).

В основном эти перечни соответствуют между собой и унифицированы с положениями Соглашения. Вместе с тем есть некоторые несоответствия отдельных позиций перечней:

Перечень 1Перечень 2
— Товары, вывозимые за пределы Беларуси, — при их транспортировке.
— Товары, ввезенные на территорию Беларуси с территории государств — членов ЕАЭС, — при их транспортировке для размещения (хранения) на территории уполномоченных складов и хранении на указанных складах.
— Товары, подлежащие уничтожению, — при их транспортировке и хранении.
— Товары, реализуемые из тары, маркированной унифицированными контрольными знаками.
— Товары, находящиеся под таможенным контролем в свободной таможенной зоне и на свободном складе, — при их хранении и использовании.
— Товары, помещенные под таможенные процедуры в целях их вывоза за пределы таможенной территории ЕАЭС.
— Товары, предназначенные для розничной торговли в розлив или вразвес из тары, маркированной средствами идентификации.
— Товары, вывозимые с территории Беларуси при трансграничной торговле, за исключением товаров, в отношении которых ЕАЭС и государством — членом ЕАЭС принято решение о маркировке средствами идентификации.


Выводы.
В целом подходы к маркировке товаров не претерпели кардинальных изменений. Вместе с тем вновь принятым документом предусмотрен дальнейший перевод учета совершаемых операций, связанных с маркировкой товаров (в том числе отчетности), в сферу компьютерных технологий, а также сокращение излишнего участия налоговой службы при реализации средств маркировки. Эти шаги потребуют определенных финансовых издержек от субъектов хозяйствования, обусловленных доработкой или приобретением программных средств.


8328 Shape 1 copy 6Created with Avocode.