Вы на портале

Гибель газона после проведения работ по благоустройству территории

Благоустройство территории зачастую является необходимым элементом при эксплуатации недвижимости и, несмотря на кажущуюся простоту в сравнении со строительством или ремонтом здания, представляет собой сложный процесс, выражающийся в комплексе работ. Так, в зависимости от масштабов и целей работ по благоустройству прилегающей к объекту недвижимости территории может измениться первоначальный ландшафт, что в свою очередь требует составления проектной документации, проведения обмеров, выполнения иных работ, которые неукоснительно должны соответствовать законодательству Республики Беларусь, в том числе в области строительства.

И если после выполнения работ по благоустройству случается такая неприятность, как гибель газона, встает закономерный вопрос: кто виноват — подрядчик или заказчик?

Подрезёнок Кристина
Подрезёнок Кристина

Адвокат Минской областной специализированной юридической консультации по правовому сопровождению бизнеса


Богданов Денис
Богданов Денис

Адвокат, руководитель практики строительства и недвижимости REVERA



3191 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Являются ли работы по озеленению строительной деятельностью?

Согласно абз. 41 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее — Закон № 300-З) строительная деятельность (строительство) — это деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершенного строительством объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, в том числе оказание инженерных услуг в строительстве, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ.

В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 300-З благоустройство объекта строительства представляет собой совокупность работ, в том числе строительных, специальных, монтажных, пусконаладочных, и мероприятий, осуществляемых в целях приведения территории в состояние, пригодное для эксплуатации зданий, сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций, создания благоприятных условий жизнедеятельности населения, формирования полноценной, эстетически выразительной среды обитания.

В п. 3.8 ТКП 45-3.02-69-2007 (02250) «Благоустройство территорий. Озеленение. Правила проектирования и устройства» (далее — ТКП 45-3.02-69-2007) определено, что озеленение — это комплекс мероприятий по созданию, содержанию и реконструкции насаждений, выполняющих санитарно-гигиенические, рекреационные, инженерно-технические, культурные, эстетические или другие не сельскохозяйственные функции.

Таким образом, работы по озеленению являются частью работ по благоустройству объекта строительства, а следовательно, относятся к строительной деятельности и регулируются соответствующими нормами законодательства.

Нормативное регулирование

Перечень основных нормативных правовых актов, которыми следует руководствоваться применительно к договорам строительного подряда, приведен в п. 2 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 19.09.2012 № 6 «О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из договоров строительного подряда» (далее — постановление Пленума № 6).

В частности, это ГК, Закон № 300-З и Правила № 1450.

Заявление о гибели газона в период гарантийного срока

В соответствии с п. 66 Правил № 1450 на принятые в эксплуатацию объекты и выполненные строительные работы устанавливается гарантийный срок не менее 5 лет, за исключением технологического, инженерного, сантехнического, электротехнического и другого оборудования, материалов и изделий, гарантийные сроки на которые установлены в том числе заводом-изготовителем, а также работ по текущему ремонту и пусконаладочных работ, гарантийный срок на которые устанавливается не менее двух лет.

На основании абз. 4 п. 25 постановления Пленума № 6 в случае предъявления требований, связанных с ненадлежащим качеством результата работ, обнаруженных в пределах гарантийного срока, заказчик в силу пп. 2 и 3 ст. 673 ГК вправе ссылаться исключительно на отступления от договора подряда и иные недостатки, которые были указаны в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку работ, а также недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки (скрытые недостатки).

Таким образом, в случае возникновения спора между заказчиком и подрядчиком по поводу оценки недостатков, последствием которых является частичная гибель газона, важно определить, относятся ли недостатки к скрытым или же, наоборот, к явным. В частности, если заказчик принял результаты работ без проверки и были обнаружены явные недостатки, он будет лишен права ссылаться на такие недостатки.

Скрытые недостатки

Если заказчик ссылается на скрытые недостатки, то есть на те недостатки, для выявления которых требуются углубленные исследования результата работ, подрядчик может потребовать от заказчика необходимых доказательств, свидетельствующих о том, что недостатки носят скрытый характер.

При этом следует отметить, что заказчик не сможет обратиться в суд, не предоставив таких доказательств предварительно подрядчику, поскольку в соответствии с приложением к ХПК заказчик должен будет указать в претензии доказательства, подтверждающие его требования, и приложить копии документов, обосновывающие данные требования.

Явные недостатки

Приемка объектов озеленения регламентируется ТКП 45-3.02-69-2007. В частности, п. 10.2 данного ТКП устанавливает, что объекты озеленения, передаваемые в эксплуатацию, должны соответствовать проектной документации; все отступления должны быть оформлены актами, согласованными с заказчиком, и отражены в проектной документации.

В соответствии с п. 10.3 ТКП 45-3.02-69-2007 приемка законченных работ по озеленению (газон) должна быть произведена после массовых всходов семян. Ввод в эксплуатацию объектов зеленого хозяйства с дефектами не допускается. При этом приемке комиссии предшествует осмотр заказчика (п. 10.2 ТКП 45-3.02-69-2007).

Таким образом, если акты были подписаны заказчиком, объект зеленого хозяйства введен в эксплуатацию, а заказчик ссылается на явные недостатки, у последнего отсутствуют какие-либо правовые основания требовать устранения недостатков на основании п. 3 ст. 673 ГК. Если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик, принявший результаты работы без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки).

В таком случае объект был принят в соответствии с нормами законодательства, каких-либо дефектов на этапе приемки выявлено не было, все работы подрядчиком были выполнены качественно и приняты приемочной комиссией и заказчиком в установленном законом порядке.

Необходимость проведения экспертизы

Поскольку вопрос определения скрытых и явных недостатков строительных работ требует специальных познаний, может быть проведена экспертиза. Провести экспертизу можно как на стадии досудебного урегулирования возникшей конфликтной ситуации, так и непосредственно в судебном порядке.

В рамках назначения экспертизы на досудебном этапе необходимо:

— определить юридические и фактические основания, а также момент назначения экспертизы;

— определить учреждение, в котором должна быть произведена экспертиза, или выбрать эксперта, выяснив необходимые данные о его специальности и компетентности;

— уведомить подрядчика о необходимости проведения экспертизы;

— заявить о своем присутствии или неприсутствии при проведении экспертизы.

Особое внимание стоит уделить вопросам, задаваемым эксперту. Например, это могут быть следующие вопросы:

1. Соответствует ли качество выполненных строительных работ по озеленению техническим нормативным правовым актам? Если нет, то какие имеются отступления от требований, ухудшающие качество работ?

2. Соответствует ли качество выполненных строительных работ по озеленению проектной документации, условиям договора? Если нет, то какие имеются отступления от требований, ухудшающие качество работ?

3. Какими причинами вызвана гибель/повреждение объекта озеленения? Вызвана ли гибель/повреждение объекта озеленения его неправильной эксплуатацией? Если да, то чем именно?

Неправильная эксплуатация газона

Зачастую в качестве способа защиты подрядчик выбирает обоснование неправильной эксплуатации объекта озеленения заказчиком.

В силу п. 2 ст. 710 ГК подрядчик несет ответственность за недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока, если не докажет, что они произошли вследствие нормального износа объекта или его частей, неправильной его эксплуатации, ненадлежащего ремонта объекта.

Таким образом, на подрядчика возложено бремя доказывания фактов неправильной эксплуатации заказчиком благоустроенной территории и наличия причинной связи между частичной гибелью газона и неправильной эксплуатацией его заказчиком.

Необходимо отметить, что нормы по эксплуатации газонов и иных объектов озеленения предусмотрены Законом Республики Беларусь от 14.06.2003 № 205-З «О растительном мире», а также Правилами благоустройства и содержания города Минска от 16.11.2016 № 252 (далее — Правила № 252) (если объект благоустройства находится на территории г. Минска).

Согласно Правилам № 252 содержание (эксплуатация) территории в летний период заключается в выполнении работ, обеспечивающих соответствие эксплуатационных характеристик, в частности, уборки, кошения и полива. Уборка озелененных территорий должна производиться с 6.30 до 15.30.

Скашивание газонов на объектах происходит по мере необходимости, но не реже одного раза в 15 дней.

Таким образом, нарушение правил эксплуатации газона со стороны заказчика может быть выражено:

— в несоблюдении правил по покосу газонов;

— несоблюдении правил по поливу газонов;

— несоблюдении правил по уборке газонов.

Если заказчик не соблюдает Правила № 252, такие нарушения напрямую могут привести к гибели/повреждению газона. Например, причинами пожелтения газона могут быть его вытаптывание, засуха, отсутствие полива.

Стоит отметить, что наилучшим способом защиты от подобных споров является детальное урегулирование вопроса приемки работ, а также последующей эксплуатации в рамках договора. В частности, стороны могут предусмотреть условие об обязательной проверке подрядчиком условий содержания газонов в период гарантийного срока и фиксации нарушений, если последние имели место. При этом условия содержания объектов озеленения (к примеру, периодичность полива и кошения и др.) вполне могут быть разработаны заказчиком и подрядчиком в качестве приложения к договору на основании Правил № 252.

3191 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме