Обзор законодательства 1–31 марта 2020 года: о позиции БелТПП по вопросу признания COVID-19 форс-мажором, введении в действие госстандартов, утверждении санитарно-эпидемиологических требований, строительстве жилых домов с использованием льготных кредитов

Обзор законодательства 1–31 марта 2020 года: о позиции БелТПП по вопросу признания COVID-19 форс-мажором, введении в действие госстандартов, утверждении санитарно-эпидемиологических требований, строительстве жилых домов с использованием льготных кредитов

Об изменениях в сфере строительства читайте в ежемесячном обзоре законодательства от компании REVERA.

762 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

REVERA – это команда успешных профессионалов, имеющих уникальный опыт в юридическом сопровождении бизнеса. Миссией компании является не просто оказание юридических услуг, а предоставление клиенту полного видения того, какое воплощение могут получить его бизнес-идеи на практике, а также способствование раскрытию их потенциала.

О позиции БелТПП по вопросу возможности признания коронавируса COVID-19 обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором)

Разъяснение, опубликованное на официальном сайте БелТПП

Справочно: Разъяснение опубликовано 25.03.2020.

Очевидно, что в связи с объявленной Всемирной организацией здравоохранения пандемией, фактическим закрытием границ, сокращением авиасообщения и грузоперевозок множество строительных компаний не смогут исполнить свои обязательства в установленный договором срок. По этой причине признание коронавируса или принятых в связи с ним ограничительных и иных мер в качестве форс-мажора может рассматриваться как один из вариантов освобождения сторон от ответственности.

В разъяснении БелТПП отмечено, что коронавирус или возникшие в его связи эпидемия и пандемия сами по себе не могут являться обстоятельствами непреодолимой силы, но таковыми могут признаваться ограничительные и другие меры, направленные на предотвращение распространения коронавируса и его последствий и возникшие после заключения конкретных договоров.

К ограничительным мерам могут быть отнесены решения государственных и местных органов управления, постановления правительств, в том числе направленные на ограничение поставок, свободное перемещение товаров и рабочей силы или закрытие границ.

При этом если ограничительные меры были приняты на территории иностранных государств, документами, подтверждающими наличие обстоятельств непреодолимой силы, будут в том числе являться сертификаты о форс-мажорах, выданные уполномоченными в этих государствах организациями.

Белорусская торгово-промышленная палата свидетельствует обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) только в отношении конкретных договоров (внешнеэкономического или заключенного между белорусскими предприятиями). При этом если договор заключен между белорусскими субъектами, то в нем должна содержаться оговорка о праве БелТПП свидетельствовать обстоятельства непреодолимой силы.

Введены в действие новые государственные стандарты

Постановление Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 08.07.2019 № 42

Постановление Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05.08.2019 № 46

Справочно: Документы опубликованы не были (для ознакомления с их содержанием рекомендуем воспользоваться правовыми поисковыми системами и иными информационными ресурсами).

С 1 марта 2020 г., в частности, введены в действие следующие государственные стандарты:

‑ СТБ 11.16.11-2019 «Система стандартов пожарной безопасности. Услуги по техническому обслуживанию систем пожарной автоматики и противодымной защиты. Общие технические условия»;

‑ СТБ 11.16.12-2019 «Система стандартов пожарной безопасности. Работы по монтажу систем пожарной автоматики. Общие технические условия»;

‑ ГОСТ 12730.5-2018 «Бетоны. Методы определения водонепроницаемости»;

‑ ГОСТ 13087-2018 «Бетоны. Методы определения истираемости»;

‑ ГОСТ 18105-2018 «Бетоны. Правила контроля и оценки прочности»;

‑ ГОСТ 20910-2019 «Бетоны жаростойкие. Технические условия»;

‑ ГОСТ 26824-2018 «Здания и сооружения. Методы измерения яркости»;

‑ ГОСТ 34467-2018 «Грунты. Методы лабораторного определения содержания карбонатов»;

‑ СТБ EN 196-10-2019 «Методы испытаний цемента. Часть 10. Определение содержания водорастворимого хрома (VI) в цементе»;

‑ СТБ EN 1504-1-2019 «Материалы и системы для защиты и ремонта бетонных конструкций. Определения, требования, контроль качества и оценка соответствия. Часть 1. Термины и определения»;

‑ СТБ EN 1504-5-2019 «Материалы и системы для защиты и ремонта бетонных конструкций. Определения, требования, контроль качества и оценка соответствия. Часть 5. Инъекцирование бетона»;

‑ СТБ EN 1504-9-2019 «Материалы и системы для защиты и ремонта бетонных конструкций. Определения, требования, контроль качества и оценка соответствия. Часть 9. Общие правила по применению материалов и систем»;

‑ СТБ EN ISO 10545-14-2019 «Плитки и плиты керамические. Часть 14. Определение устойчивости к образованию пятен»;

‑ другие стандарты.

Утверждены специфические санитарно-эпидемиологические требования

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2020 № 130

Справочно: Документ опубликован 06.03.2020.

Постановлением утверждены специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации организаций здравоохранения, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют медицинскую, фармацевтическую деятельность.

Утвержденные требования обязательны для исполнения государственными органами, иными организациями, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, деятельностью организаций и аптек, их перепрофилированием.

Право разъяснить вопросы применения требований предоставлено Министерству здравоохранения.

Документ вступил в силу с 07.03.2020.

Установлен перечень жилых домов по Минской и иным областям, строительство которых осуществляется с использованием льготных кредитных ресурсов

Постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 03.03.2020 № 7

Постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 03.03.2020 № 8

Справочно: Документы опубликованы 10.03.2020.

Указ Президента Республики Беларусь от 06.01.2012 № 13 предусматривает, что граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющие право на получение льготных кредитов, включаются в списки на приобретение жилых помещений, строительство (реконструкцию) одноквартирных, блокированных жилых домов, а также на строительство (реконструкцию) квартир в многоквартирных жилых домах, включенных в перечень жилых домов, строительство и финансирование которых осуществляются с использованием государственной поддержки, утверждаемый Министерством архитектуры и строительства, в пределах средств, направляемых на цели льготного кредитования на соответствующий год.

Так, в целях реализации указанных положений постановлением Минстройархитектуры № 7 установлены:

  • перечень многоквартирных и индивидуальных жилых домов, строительство и финансирование которых в 2020 г. осуществляются с использованием льготных кредитных ресурсов по Минской области (включая объекты инженерной и транспортной инфраструктуры); 

  • перечень жилых домов, строительство и финансирование которых в 2020 г. осуществляются в сельскохозяйственных организациях с использованием льготных кредитных ресурсов по Минской области (включая объекты инженерной и транспортной инфраструктуры).

Постановлением Минстройархитектуры № 8 установлены аналогичные перечни по Брестской, Витебской, Гомельской, Гродненской, Могилевской областям.

Документы вступили в силу с 11.03.2020.

Определены генеральные проектные, подрядные организации для строительства объектов в городах-спутниках г. Минска

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2020 № 148

Справочно: Документ опубликован 18.03.2020.

Постановлением определен перечень генеральных проектных, подрядных организаций для строительства жилых домов, объектов инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры и благоустройства в городах-спутниках г. Минска.

Среди объектов, которые будут построены в городах-спутниках г. Минска, для строительства которых постановлением определен перечень генеральных проектных, подрядных организаций, в частности, названы:

‑ поликлиника, средняя и общеобразовательная школы, детские сады, многоквартирные жилые дома, почта и др. в г. Смолевичи;

‑ детское дошкольное учреждение в г. Фаниполе;

‑ детский сад в пос. Дружный;

‑ больница с поликлиникой в г. Заславле.

Постановление принято в целях реализации положений Указа Президента Республики Беларусь от 17.12.2019 № 466 «О строительстве жилых домов в городах-спутниках Минска».

Документ вступил в силу с 19.03.2020.

 

О применении деревянных оконных и деревянных дверных балконных блоков

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2020 № 147

Справочно: Документ опубликован 18.03.2020.

Постановлением устанавливается обязанность облисполкомов, Минского горисполкома, республиканских органов госуправления, организаций-заказчиков предусматривать применение деревянных оконных и деревянных дверных балконных блоков при проектировании в целях возведения, реконструкции, капитального ремонта отдельных объектов социальной инфраструктуры (детские сады, школы, поликлиники), финансируемых полностью или частично за счет бюджетных или «околобюджетных» средств.

Также указанным органам рекомендовано предусматривать применение деревянных оконных и деревянных дверных балконных блоков при проектировании в целях возведения, реконструкции, капитального ремонта жилых домов с использованием государственной поддержки, а также жилых домов, финансируемых за счет бюджетных или «околобюджетных» средств.

Министерству архитектуры и строительства поручено обеспечить регулирование цен на деревянные оконные и деревянные дверные балконные блоки под указанные цели.

Документ вступил в силу с 19.03.2020.

762 Shape 1 copy 6Created with Avocode.