Обзор законодательства 1–30 апреля 2020 года: об изменениях в порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены, продлении сроков действия аттестатов, изменениях в ТКП, технической модернизации

Обзор законодательства 1–30 апреля 2020 года: об изменениях в порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены, продлении сроков действия аттестатов, изменениях в ТКП, технической модернизации

Об изменениях в сфере строительства читайте в ежемесячном обзоре законодательства от компании REVERA.

1220 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

REVERA – это команда успешных профессионалов, имеющих уникальный опыт в юридическом сопровождении бизнеса. Миссией компании является не просто оказание юридических услуг, а предоставление клиенту полного видения того, какое воплощение могут получить его бизнес-идеи на практике, а также способствование раскрытию их потенциала.

Изменения в порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.04.2020 № 253

Справочно: Документ опубликован 25.04.2020.

Постановление вносит изменения в Положение о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденное постановлением Совмина от 18.11.2011 № 1553 (далее — Положение), в том числе:

  • Положение дополнено новым понятием «вид работ», под которым понимается один простой или комплексный технологический процесс, в результате выполнения которого создаются в полном объеме или частично отдельные элементы строящегося объекта (строительные конструкции, узлы, системы, устройства и др.) и (или) осуществляется снос.
  • Уточнены требования к определению цены заказчика и цены предложения подрядчика.

Часть 1 п. 3 Положения изложена в новой редакции, согласно которой цена заказчика формируется на основании проектной, в том числе сметной, документации (без изменения сметной стоимости подрядных работ, учтенной сметной документацией) с учетом даты начала строительства объекта, указанной заказчиком в задании на проектирование. 

Справочно: Цена заказчика — это стартовая цена подрядных работ, предложенная заказчиком для заключения договора строительного подряда, государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд.

Также установлено, что подрядчик самостоятельно избирает метод формирования цены предложения.

Если ранее при определении цены предложения подрядчика укрупненные нормативы стоимости строительства единицы площади (объема, мощности) объекта, видов (комплексов) работ, разработанные в подрядных организациях, не должны были превышать утвержденные Минстройархитектуры нормативы, то теперь такое ограничение исключено. Вместе с тем для случаев определения цены строительства объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджета или «околобюджетных» средств, а также при строительстве жилых домов с государственной поддержкой укрупненные нормативы по-прежнему не должны превышать утвержденные Минстройархитектуры нормативы.

  • Уточнен порядок ценообразования при строительстве «под ключ», в том числе:

— цена заказчика определяется на основании утвержденной предпроектной (предынвестиционной) документации с учетом даты начала строительства объекта, указанной заказчиком в задании на проектирование;

— цена предложения подрядчика формируется на основании утвержденной предпроектной (предынвестиционной) документации;

— цена заказчика и цена предложения подрядчика определяются с учетом всех затрат на строительство объекта (выполнение работ). Дополнительно в цене договора учитывается стоимость оборудования и разработки проектной документации.

  • Уточнены случаи корректировки неизменной цены.

Так, при частном финансировании неизменная цена корректируется среди прочего в случаях изменения:

— проектной, в том числе сметной, документации, за исключением ее изменения по причине возникновения дополнительных работ;

— сроков строительства в случаях, установленных законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;

— НПА, регулирующих отношения в сфере ценообразования в строительстве.

При этом изменение индексов цен в строительстве более чем на 2 процентных пункта больше не является основанием для корректировки неизменной цены.

При бюджетном и «околобюджетном» финансировании неизменная цена корректируется среди прочего в случаях изменения:

— проектной, в том числе сметной, документации, за исключением ее изменения по причине возникновения дополнительных работ;

— сроков строительства, предусмотренных договором строительного подряда, в случаях существенного нарушения заказчиком установленного договором порядка расчетов, графика платежей (финансирования), выявления в ходе строительства дополнительных объемов строительных работ, не предусмотренных проектной документацией и влияющих на своевременное исполнение подрядчиком своих договорных обязательств, приостановления строительства объекта (выполнения строительных работ) на срок не более трех месяцев по обстоятельствам, не зависящим от сторон;

— НПА, регулирующих отношения в сфере ценообразования в строительстве.

  • Уточнены положения об экономии подрядчика.

Например, такая экономия не будет являться завышением стоимости строительства, если получена среди прочего в результате:

— фактического выполнения видов работ с применением иной технологии производства работ. Это должно подтверждаться актами использования иных строительных машин и механизмов, материалов, изделий и конструкций по сравнению с предусмотренными проектной (сметной) документацией;

— принятия подрядчиком иных мер, направленных на снижение стоимости строительства объекта при условии выполнения обязательных для соблюдения требований ТНПА.

  • Уточнено регулирование дополнительных работ.

Теперь Положение детально определяет понятие «дополнительные работы». К ним относятся работы, не предусмотренные проектной документацией, разработанной по стадии «Строительный проект», необходимость выполнения которых возникла в процессе строительства и подтверждена разработчиком проектной документации на основании двухстороннего акта, подписанного заказчиком и разработчиком проектной документации.

Таким образом, теперь подрядчик не будет участвовать в подготовке акта на дополнительные работы. Полагаем, это изменение продиктовано тем, что именно заказчик связан договорными отношениями с проектной организацией, соответственно, он и должен организовывать процесс подписания данного акта.

Кроме того, если раньше порядок формирования стоимости дополнительных работ определялся в договоре строительного подряда, то теперь данный порядок закрепляет непосредственно Положение.

Так, стоимость дополнительных работ формируется на основании их сметной стоимости, определенной в ценах на дату начала разработки сметной документации, с учетом прогнозного индекса цен в строительстве, утверждаемого Минэкономики, месяца выполнения этих работ без учета снижений, принятых при выборе подрядчика в соответствии с законодательством о закупках.

Стоимость дополнительных работ отражается в графике производства работ отдельной строкой. Стоимость материалов определяется в соответствии с условиями формирования стоимости материалов, определенной неизменной ценой.

  • Уточнен порядок составления графика строительства (производства работ).

Часть изменений касаются составления графика строительства (производства работ), форма которого изложена в новой редакции. Новая форма графика строительства предполагает указание информации о количестве выполняемых работ в физических единицах измерения по месяцам срока строительства.

Предусмотрено, что виды работ для составления такого графика формируются подрядчиком самостоятельно.

Кроме того, график строительства (производства работ) наряду с графиком платежей должен быть уточнен при корректировке неизменной цены, за исключением случая корректировки неизменной цены при изменении стоимости материалов, изделий и конструкций, эксплуатации машин и механизмов по сравнению с их стоимостью, учтенной в неизменной цене.

Документ вступает в силу с 26.05.2020.

Продление сроков действия квалификационных аттестатов и аттестатов соответствия

Письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.04.2020 исх. № 09-08/5404

В целях минимизации влияния внешних негативных факторов, связанных с предупреждением распространения инфекции, вызванной коронавирусом SARS/CoV-2019, Министерство юстиции и Министерство экономики подготовили проекты:

— Указа Президента «О продлении срока действия документов»;

— постановления Совмина «О документах, срок действия которых продлевается».

Проекты указанных НПА предусматривают продление срока действия аттестатов соответствия, а также квалификационных аттестатов с 30.04.2020 по 31.07.2020.

Вместе с тем, несмотря на планируемое продление сроков действия аттестатов, о конкретных сроках можно будет говорить только после принятия соответствующих НПА.

Изменение в ТКП «Жилые здания. Строительные нормы проектирования»

Постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 25.09.2019 № 54

Справочно: Изменение опубликовано 14.04.2020.

Постановление вносит изменение № 1 в ТКП 45-3.02-324-2018 «Жилые здания. Строительные нормы проектирования».

Изменение № 1 дополняет ТКП понятием «квартира-студия», которая определена как квартира общей площадью не более 50 кв. м с планировочным решением, предусматривающим в обязательном порядке туалет, ванную комнату или совмещенный санитарный узел, отсутствие перегородки между кухней и жилой комнатой, с функциональным разделением помещения на несколько зон, одна из которых используется для приема и приготовления пищи.

Большинство изменений в ТКП внесены с учетом ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» и касаются устройства лифтового оборудования. Кроме того, изменение уточняет требования к параметрам помещений квартиры. Постановление вносит и иные изменения в ТКП.

Документ вступил в силу с 24.04.2020.

О технической модернизации

Письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от  20.04.2020 № 02-3-05/4982

Письмо Минстройархитектуры разъясняет, что при технической модернизации допускается замена технологического оборудования торговых объектов, без изменения технико-экономических показателей.

Напомним, что изначально Минстройархитектуры в частных разъяснениях указывало, что техническая модернизация возможна на объектах любого назначения.

Затем в своем письме от 24.12.2019 № 02-3-05/17228 Минстройархитектуры указало, что техническая модернизация возможна лишь на производственных объектах.

Таким образом, позиция Минстройархитектуры снова изменилась и заключается в том, что техническая модернизация может проводиться в том числе и на торговых объектах.

Данное разъяснение необходимо применять с 01.05.2020.

Изменены квалификационные требования для прохождения процедуры аттестации соответствия

Постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.02.2020 № 6

Справочно: Документ опубликован 10.04.2020.

Постановлением корректируется постановление Минстройархитектуры от 02.05.2014 № 25, которое устанавливает квалификационные требования, предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для получения аттестатов соответствия.

Изменения коснулись требований, предъявляемых для получения аттестатов соответствия: 

— на выполнение функций генерального проектировщика;

— разработку разделов проектной документации;

— выполнение функций генерального подрядчика;

— строительство объектов.

Со всеми изменениями можно ознакомиться в подробном разъяснении юристов компании REVERA по ссылке.

Указанные изменения вступили в силу с 11.04.2020.

Минстройархитектуры создало официальный канал в Telegram 

Ознакомиться с основными новостями и ключевыми событиями в строительной отрасли Беларуси теперь можно по ссылке.

1220 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме